5 января в центральном выставочном зале открылась выставка «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж», посвященная 90-летию художника. Её представляет коллекционер и близкий друг архитектора – Феликс Комаров. В экспозицию вошли более ста работ, в том числе редкие монументальные скульптуры.
Фото: Наталья Попова
Все экспонаты принадлежат Феликсу Комарову. Более 20 лет Комаров живёт в Америке, где все эти годы занимается искусством. Работы Неизвестного появились в собрании Комарова в числе первых.
«Так вышло, что Неизвестный сам позвонил, встретился со мной, мы с ним поговорили минут десять. За десять минут мы решили все. Случайностью это назвать нельзя», – говорит Феликс Комаров. Коллекционер убежден, что ему крупно повезло общаться с таким человеком, как Эрнст. Он описывает его, как жёсткого и прямого, но в тоже время глубоко чувствительного человека. Неизвестный, прожив много лет в США, не считает себя американцем. Художник постоянно ностальгирует по Родине, и спустя много лет не перестает разговаривать и думать на русском. Он любил и любит Россию.
«Мне нравятся его рубленые формы. Это же наша жизнь российская. Он сибиряк, россиянин, он остался россиянином и в Америке, он и сейчас россиянин. Если его разрезать на тысячу кусочков, то там везде «сделано в России». Эрнст – «совок», в самом хорошем смысле этого слова. Он – это олицетворение той эпохи», – говорит Феликс Комаров.
Хозяин выставки Феликс Комаров
Феликс Комаров отмечает, что такое мероприятие – это лучший подарок ко дню рождения скульптура, не говоря уже о исторической справедливости. Выставка в «Манеже» открывается фотохроникой знаменитого скандала, разразившегося здесь же в 1962 году. Тогда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, осматривая выставку, назвал искусство Неизвестного дегенеративным и возмущался, почему скульптор искажает так лица людей. Эрнст вступил с ним в диалог, и Хрущёв сумел оценить масштаб личности художника. Потом скульптуру пришлось иммигрировать в Америку из-за напряженных отношений с властями. После смерти Хрущева его дети попросили Неизвестного создать памятник на могиле. На вопрос «зачем» Эрнст ответил: «Художник не должен быть злее политика, я его простил». Эрнст уважал Хрущева, а разница во вкусах — дело обычное.
Искусство Неизвестного мощное и экспрессивное, трудное и часто тяжелое. Оно пронизано болью и страданием, но злобой никогда. Неизвестный лепил грубо, резко, жёстко.
В экспозиции – более сотни работ Эрнста Неизвестного. Это живопись, графика, скульптура и некоторые видеоматериалы. Выставка потрясает своим масштабом. Своеобразное «Возвращение Неизвестного в Манеж» можно назвать триумфальным. Тот, чьё искусство полвека назад в этом месте было названо дегенеративным, сегодня является живым классиком, признанным художником мира.
Больше фото: http://vk.com/album-111889367_227360479
Елизавета Сурикова