Есть у редакции хорошая традиция – в конце календарного года навещать ректора и спрашивать его о том, что будоражит умы студентов. Юрий Александрович Чаплыгин в 14-й раз принял наших корреспондентов, вспомнил студенческие годы и рассказал о ремонте, аккредитации и, конечно, о юбилее.
Ректор МИЭТа Юрий Александрович Чаплыгин
У истоков
– Вы поступили в МИЭТ в 1968 году. Почему Вы выбрали этот институт?
– Учиться по инженерным и естественно-научным направлениям было престижнее, чем по правовым и экономическим. Самыми уважаемыми вузами в те годы были МГУ, МФТИ, МИФИ. После них я бы поставил МГТУ им. Баумана и МИЭТ. В первых трёх экзамены проводили с первого июля, а в остальных – с первого августа. Кто не поступал в эти три, поступал в другие. Я целенаправленно приехал в МИЭТ восьмого июля и другие варианты даже не рассматривал: хотел стать не просто физиком или математиком, а связать свою жизнь с электроникой. Отрасль была новой, наукоёмкой, основанной на точных науках. Этому учили на Физико-техническом факультете (ныне ЭКТ, – прим. ред)
– Учебные корпуса МИЭТа ввели в эксплуатацию только в 1970 году. Как учились до этого?
– Собственных площадей у вуза не было. Занятия проходили в здании школы, расположенном в Северной промзоне Зеленограда. Летом 1969-го в составе стройотряда мы перевозили вещи из этой школы в третий корпус: он открылся первым. Тогда же мы начали в нём учиться, хотя отдельные занятия проходили в школе. В частности, там располагался весь химический блок. К строительству нас не привлекали, но студенты помогали выполнять разные подсобные работы. 30 декабря 1971 года прошёл торжественный вечер, посвящённый сдаче комплекса зданий МИЭТа: пяти корпусов и стадиона.
– Какие мероприятия студенческих лет Вам запомнились?
– Помню КВН: миэтовцы играли достойно, наши команды показывали по телевидению. Сам я выступать не любил, но был в группе поддержки.
Много времени уделяли спорту. Устраивали соревнования по волейболу, баскетболу, шахматам. По утрам преподаватели кафедры физвоспитания проводили в общежитии зарядку.
У нас не было конкурсов красоты и талантов, зато были стройотряды. В 1970 мы ездили на Северный Таймыр, посёлок Караул, за полярным кругом. Говорили, что его основал Пётр I, и это был последний караул на Енисее перед выходом в океан.
– Можете вспомнить какуюнибудь интересную студенческую историю?
– Расскажу про военную кафедру. Мы учились на ней четыре года, со второго по пятый курс. Сборы проходили в городе Стрый Львовской области. На сборах с нами были подполковник и майор. Каждую неделю они вывешивали расписание занятий. Один раз в расписании мы обнаружили запись: «Вторник, пять утра, подъём по тревоге, марш-бросок 15 километров в полном обмундировании».
Приходит подполковник, мы у него спрашиваем:
– Ну что, товарищ подполковник, во вторник бежим в пять утра пятнадцать километров?
– А вы откуда знаете? Тревога же должна быть, – удивился он.
– Да вон, в расписании написано, – отвечаем мы.
– Ах, майор, майор!
– Четыре основных технических факультета появились в 1967 году. По какой программе студенты учились до этого?
– Программы первых лет на факультетах были схожи. Фундаментальной подготовке нас обучали три года, некоторые базовые дисциплины читали и в седьмом семестре. С появлением факультетов и направлений рос удельный вес специальных дисциплин, учебные планы стали различаться.
Традиционное фото после интервью с ректором
– Какими были лабораторные работы почти 50 лет назад?
– По физике и химии они практически не отличались от тех, что выполняют теперь. То, что изучают в школе и на младших курсах, заложено ещё в прошлых веках. Только сейчас одни приборы стали миниатюрнее, другие – появились совсем недавно, а для вычислений используют компьютеры.
Со специальными дисциплинами всё интереснее. Вычислительные машины в ту пору были куда сложнее и объёмнее. ЭВМ «Наири», на которых мы работали, были размером со стол. Я как-то рассчитал на такой курсовую по технической механике, и меня высоко за это оценили на кафедре.
Ещё мы использовали установки вакуумного напыления, с ними знакомятся студенты факультета ИТС.
В юбилейный год
– Сейчас наш вуз является ведущим техническим университетом. Что позволило МИЭТу выйти на этот уровень?
– Леонид Николаевич Преснухин, первый ректор МИЭТа, поставил высокую планку как в образовательной, так и в научной деятельности. Был период, когда МИЭТ по объёму научных работ на одного преподавателя занимал первое место среди российских вузов, причём с большим отрывом. Потом ситуация изменилась, во многом из-за сокращения нашей отрасли. Важным является и сохранение в вузе оборонной тематики.
Я считаю, что все эти годы мы не только поддерживали уровень, но и двигались вперёд, несмотря на трудности 90-х. Благодаря этому МИЭТ стал Национальным исследовательским университетом, получает дополнительное финансирование за победы в конкурсах и развивается.
– Вы уже 17 лет руководите вузом. Что Вам даёт силы для работы?
– Во-первых, я всю жизнь провёл в МИЭТе. Пришёл поступать, когда мне ещё не было 17-ти лет, и задержался надолго. Во-вторых, я всегда чувствовал поддержку миэтовцев. Даже на первых выборах в 1998 году за мою кандидатуру отдали 85 процентов голосов. И, в-третьих, силы придаёт семья. Моя супруга – мой тыл, мы вместе более сорока лет, и, конечно, она тоже выпускница МИЭТа.
– Что самое интересное произошло в МИЭТе в этом году?
– Самое выдающееся событие – это встреча студентов, школьников и сотрудников с лауреатом Нобелевской премии, академиком РАН Ж.И. Алфёровым. Работы, за которые Жорес Иванович был удостоен награды, связаны с микроэлектроникой, с гетероструктурами, на основании которых производят лазеры, делают СВЧ интегральные схемы. Это именно та научная тематика, которая для нас в МИЭТе, в Зеленограде очень важна.
Можно выделить два мероприятия, связанных с ГТО. Таких крупных студенческих событий, на моей памяти, у нас не было. Они вызвали большой позитивный отклик, и, думаю, подобные мероприятия стоит проводить дальше.
Помимо этого, мы серьёзно отремонтировали стадион. Во время реализации программы НИУ большая часть средств уходила на создание научной инфраструктуры: ремонт и подготовку помещений, предназначенных для высокотехнологичного оборудования. Сейчас удалось высвободить некоторые средства. И, вдобавок, мы выиграли грант на проведение вышеупомянутых мероприятий.
– Масштабные ремонтные работы проводили во всём университете и Студгородке. Планируется ли их продолжение?
– Сейчас на реставрации аудитория 1201. Ремонт будет лучше, чем в 1204 и 1205: прежде всего, мы хотим поставить более комфортную мебель. О сроках говорить трудно, вряд ли её успеют сделать к февралю. Также планируется обновление 1202 и 1203. Хочется верить, что к началу следующего учебного года одна из этих аудиторий будет готова.
Думаю, удастся выделить средства на переоснащение «андеграунда» нашего клуба. Это подвальное помещение, которое можно использовать для студенческого досуга. Кроме того, мы завершим ограждение университета и продолжим ремонт общежития.
– Есть ли какая-нибудь информация о строительстве нового корпуса общежития?
– Процесс идёт медленно. В стране сложная финансовая ситуация. Минобрнауки часто критикуют за большое количество «недостроев», поэтому сейчас приоритетнее сдать текущие объекты, а затем начинать новые. Тем не менее, проектирование здания практически завершено, и я надеюсь, что в следующем году мы начнём строительство.
Проект нового общежития
– 2015 год прошёл без финансирования в рамках программы НИУ. Как это сказалось на объёме научных исследований и инноваций?
– Средств на научные исследования программа не предусматривала. Она включала деньги на закупку оборудования, разработку методических пособий, повышение квалификации преподавателей и обучение студентов за рубежом. Всё это расширило наши возможности проведения научно-исследовательских работ: их объём заметно вырос. Огорчает то, что финансирования не будет следующие четыре года. В нашей области это большой срок: некоторые приборы, приобретённые в 2006-2008 годах, уже морально устаревают.
– Недавно МИЭТ проходил аккредитацию. Каковы её итоги?
– Эксперты оценили нашу работу положительно, но решения коллегии пока нет. Проверка очень зарегламентирована: всё сводится к заполнению огромного числа бумаг за короткое время, и эксперты не успевают многое узнать. Тем не менее, председатель комиссии, проверявший кафедры вычислительной техники и информационной безопасности, сказал, что такого оборудования, как на ИБ, он не видел ни в одном вузе.
– Д.А. Медведев часто говорит, что в России слишком много юристов, экономистов, их количество надо уменьшать. Недавно в Воронежском государственном техническом университете проходила аккредитация. В итоге инженерно-экономический факультет её не прошёл. Стоит ли опасаться нашим экономистам подобной участи?
– Такая ситуация действительно существует. На 2016 год нам не выделили бюджетные места на «непрофильные» направления – «Менеджмент» и «Лингвистику». Мои визиты к заместителю министра никак эту ситуацию не изменили. С моей точки зрения, образование должно делиться на качественное и некачественное, а не на профильное и непрофильное. Иностранный язык и менеджмент нужны инженеру. Выпускающая кафедра лучше будет справляться с преподаванием в целом, потому что сотрудники в этом случае работают с магистрами и аспирантами, занимаются научной работой, повышают квалификацию.
Члены аккредитационной комиссии положительно высказывались по нашим непрофильным специальностям, но опасность, к сожалению, есть. Я считаю, что закрытие таких направлений в технических вузах отрицательно скажется на преподавании соответствующих дисциплин и для инженеров тоже.
– Мы уже обсудили множество серьёзных тем, давайте перейдём к лирике. Каким Вы видите МИЭТ через 10 лет и в его 100-летие?
– 100-летие застанете вы. Я спросил первокурсников, кто желает прийти на такой праздник, и практически все согласились. С тех пор, как сдавался комплекс из пяти корпусов и стадиона, прошло 44 года. И у вас 50 лет пролетят – не успеете оглянуться.
Десять лет в нашей области – это значительно. Для смены примерно трёх уровней технологий и производственных укладов хватит. Поэтому нужно, чтобы МИЭТ сохранил свой уровень и передовые позиции. То, что такие мировые лидеры, как Cadence, Synopsys, Mentor Graphics и другие, приходят к нам, означает, что они высоко оценивают наш уровень образования. Я бы хотел, чтобы мы были уникальными не только по образованию, но и по комплексу научных исследований, чтобы ни у кого не было желания МИЭТ к кому-то присоединить и растворить в другом вузе.
– Ваши пожелания миэтовцам к 50-летию университета?
– Пусть юбилей пройдёт успешно. Пусть наши сотрудники, преподаватели, студенты и, главное, множество выпускников в нём поучаствуют. Важно, чтобы мы действительно почувствовали себя огромной миэтовской семьёй. Это то, что хочется увидеть как результат наших мероприятий, посвящённых 50-летию. И, традиционно, я всем желаю здоровья и чтобы все студенты стали выпускниками МИЭТа: не только бакалавриата, но также магистратуры и аспирантуры. Успешной карьеры и счастья!
Беседовал коллектив редакции