В 1967 году в Южной промышленной зоне Зеленограда началось строительство нового учебного комплекса. Проектированием МИЭТа занялась мастерская «Моспроект-2» под руководством архитектора И.А. Покровского (авторы проекта: архитекторы Ф.А. Новиков и Г.Е. Саевич, инженеры-конструкторы Ю.И. Ионов и А.А. Борисов). Это был абсолютно новаторский проект, не имевший до этого аналогов среди отечественных учебных комплексов.
Главный холл МИЭТа
Вуз проектировали в новом экспериментальном городе-спутнике Москвы: это был институт, готовивший специалистов в области электронной промышленности. До строительства МИЭТа в Москве и Подмосковье практически не возводили учебные комплексы подобного уровня: чаще здания были традиционными по структуре, с уже устаревшими архитектурными решениями, по сравнению с возникшими в 1950-х годах студенческими кампусами в Европе и Северной Америке.
Строительство МИЭТа
Как показала практика, наиболее успешным для учебных учреждений стал тип «город в городе», совершенно открытый, без заборов, с соединёнными между собой корпусами. Таким спроектировали МИЭТ московские архитекторы. Тогда же в окрестностях финской столицы, в Отаниеми, известный архитектор Алвар Аалто создаёт проект нового городка Технического университета. Краснокирпичные разноэтажные корпуса, объединённые галереями, со светлыми просторными общественными зонами, удачно вписались в окружающий пейзаж и создали гармоничную и комфортную среду. То же сделал и коллектив Игоря Покровского в Зеленограде. С Техническим университетом в Отаниеми МИЭТ роднит схожесть замысла и лицевой кирпич. Однако на этом сходства заканчиваются.
Библиотека МИЭТа
Центральный вход в университет привлекает своим белоснежным «порталом» на фоне ритмики окон краснокирпичных лент. В этом портале расположен часовой механизм, выполненный по проекту Валерия Тюлина и Сергея Чехова. Там же находится и древний колокол XIII века из музея города Тутаева. Мелодию для часовой композиции написал Микаэль Таривердиев. Пройдя через «портал», вы оказываетесь в просторном холле. Архитекторы решили использовать для отделки стен тот же прибалтийский красный кирпич, что и на фасадах сооружения. Его разбавили лакированным деревом дверных проёмов, рам и отделки ниш. Очень удачно было придумано напольное покрытие, в котором применили полированные осколки мрамора, выложив их мозаикой и заполнив цветным цементом. При этом сделали холл внутри здания вокруг ядра библиотеки. Чтобы помещение было светлым, применили зенитные фонари на крыше. Такое решение для Москвы было новаторским и отсылало к постройкам Аалто, особенно к его Выборгской библиотеке. Свет из верхних окон равномерно освещает помещение как самого холла, так и библиотеки с аудиториями. Но окна спроектированы так, чтобы прямые лучи солнца не попадали в помещения и не слепили глаза. Удачно выбрали отделку «коробки» библиотеки. Её украсил огромный барельеф, выполненный по эскизам Эрнста Неизвестного. Такое архитектурное решение не применяли раньше в нашей стране.
Скульптор Валерий Тюлин и художник Сергей Чехов
Как правило, интерьеры всех вузов 1960-х годов не отличались оригинальностью и были утилитарными. Попадая в МИЭТ, чувствуешь дух архитектуры 60-х, а современная по тем меркам отделка помещений не уступает западным образцам.
Денис Ромодин
российский архитектурный краевед