Данная статья – воспоминания доцента кафедры технической механики (ТМ) Александра Анатольевича Дегтярёва, который принимал непосредственное участие в создании часов, которые расположены в портале у входа в МИЭТ. Эти заметки он посвящает памяти Леонида Николаевича Преснухина, ректора МИЭТа в 1966-1988 годах.
Вид с крыши МИЭТа на завод «Ангстрем»
Поступив в аспирантуру МИЭТа в январе 1968 года, в ноябре следующего года я стал ассистентом кафедры технической механики. В самом начале 1971 года наш заведующий Евгений Петрович Солдаткин объявил, что ректор Л.Н. Преснухин поручил кафедре создать механизм привода стрелок главных часов вуза. Также он сообщил, что систему управления будет разрабатывать кафедра промышленной автоматики (сегодня это кафедра САУиК). За озвучивание часов было поручено отвечать кафедре радиоэлектроники, на которой конструировали лентопротяжные механизмы. На мой взгляд, Леонид Николаевич принял мудрое решение в отношении создания часов, убил сразу трёх зайцев: сэкономил время и деньги на разработку, а также проверил квалификацию преподавателей кафедр – участников этого проекта.
Основную часть работы на кафедре ТМ поручили, как обычно, самому молодому преподавателю; им оказался я. Однако у меня был наибольший конструкторский опыт: четыре года по окончании института я проработал в отделе главного конструктора станкостроительного завода.
Внешнюю архитектуру часов и календаря со знаками зодиака проектировали художник Сергей Чехов и скульптор Валерий Тюлин. Привод размещён внутри центральной сферы минутной стрелки часов. Первоначально диаметр сферы был размером в метр, позже архитекторы сократили его до 80 сантиметров; проект привода пришлось корректировать на ходу.
Прежде чем приступить к выполнению задачи, я постарался учесть чужой опыт. У меня были знания и навыки проектирования конструкций для помещений, а часы МИЭТа должны были работать на улице, при значительных перепадах температуры. Я осмотрел часы, установленные на старом здании завода «Микрон» в Зеленограде, побывал на верхнем этаже гостиницы «Пекин» на Триумфальной площади Москвы. К сожалению, не удалось увидеть конструкцию часов московского театра кукол Сергея Образцова.
Несколько полезных советов дал мне Е.П. Солдаткин. В процессе расчёта элементов привода мы учли специфику работы этой детали часов: колебания температуры, ветровые нагрузки (у обеих стрелок большая «парусность»), смещения центров тяжести обеих стрелок с оси их вращения. Эти действия предопределили надёжность работы привода в течение длительного времени.
В период проектирования привода курантов запомнился такой эпизод. Однажды Леонид Николаевич попросил зайти к нему с чертежами общего вида часов. Развернув листы, я стал давать пояснения по конструкции, отвечая на вопросы ректора. В конце разговора Леонид Николаевич назвал причину, по которой пригласил меня: накануне ему приснилось, что стрелки часов будут вращаться в разные стороны! Этот случай стал для меня серьёзным уроком. При огромной занятости ректор сумел предположить в общем-то рядовом по сложности проекте возможную ошибку, которая могла погубить весь замысел. До прихода в МИЭТ Леонид Николаевич был деканом Приборостроительного факультета МВТУ имени Баумана. Прекрасно зная механику и руководя разработками для оборонной промышленности, он привык оценивать качество и надёжность разрабатываемых изделий даже в мелочах.
Корпусная часть часов состоит из трёх долей. Вертикальная стальная плита крепится к фланцу горизонтальной трубы, которая подвешена на тросах внутри пилона главного входа в МИЭТ. К плите с противоположных сторон привёрнуты два корпуса из алюминиевого сплава, внутри которых расположены все детали привода. Сам привод включает электродвигатель, цилиндрические и червячные передачи с выходами на минутную и часовую стрелки. Наличие в приводе червячных передач вызвало необходимость их смазывания. После нескольких попыток удалось подобрать подходящую смазку. Ею стало всепогодное масло для автомобиля «Жигули».
Привод работает дискретно: стрелки переводятся по сигналу от первичных часов один раз в минуту. Сам период перевода составляет 10-12 секунд; остальную часть минуты привод не работает.
Ниже часов расположен цилиндр с объёмными изображениями знаков Зодиака. Каждый месяц он должен был поворачиваться на одну двенадцатую часть оборота. Механизм привода, расположенный внутри цилиндра, разработала моя коллега по кафедре Динэра Ивановна Косачёва. Ещё ниже висит колокол, который звонил дважды в год: в день посвящения в студенты 31 августа и в день последнего звонка для пятикурсников в конце мая (в то время все студенты МИЭТа учились пять с половиной лет).
Чертежи проекта были готовы к концу 1970-71 учебного года. Детали привода часов были изготовлены на зеленоградском заводе «Элион». Сотрудники завода «Протон» собрали куранты, смонтировали их над главным входом и проверили в работе к шестой годовщине МИЭТа и официальному открытию основного комплекса его зданий в конце 1971 года. Таким образом, весь цикл от начала получения задания на проектирование до запуска часов занял менее года.
Теперь о нескольких мифах и событиях за 44 года эксплуатации часов. Музыкальную мелодию, которая ежедневно звучала в полдень в течение нескольких лет, специально для наших курантов написал маэстро Микаэл Таривердиев. Эта мелодия была записана на колокольне в одном из городов Золотого кольца России. Где-то там же, вроде бы в обмен на охотничье ружьё, был приобретён колокол для первого и последнего звонков. Запись мелодии, к сожалению, не звучит уже 38 лет; возможно, она навсегда утеряна.
Главные миэтовские часы останавливались несколько раз. Впервые это случилось в начале 1980-х годов из-за дыры между плитой и передним корпусом. Масло, которое было залито в корпус привода, вытекло, а стрелки остановились. Причину поломки обнаружил Леонид Николаевич Преснухин: вытекшее масло образовало пятно на балконе, выход на который – из кабинета ректора. Я пересчитал параметры червячной передачи, увеличив её модуль; изношенная передача была заменена новой, и куранты вновь пошли. Несколько раз причиной остановки часов становился выход из строя электродвигателя из-за отключения одной из трёх фаз; однажды случайно был перебит питающий кабель. Был длительный период, около двенадцати лет, когда куранты просто стояли.
Часы вновь запустили к 35-летию МИЭТа. Была разработана программируемая автоматизированная система управления и контроля хода часов на современной элементной базе. Сигнал с сельсинов-приёмников преобразуется программным методом в цифровой код. Время, показываемое курантами, отражается на цифровом табло блока управления. При отключении электропитания задатчик текущего времени продолжает работать от батареи; после включения питания автоматически устанавливается правильное время на часах.
Привод календаря с изображениями знаков Зодиака стал включаться дважды в сутки: в полдень и в полночь. Цилиндрическая конструкция проворачивается более чем на один оборот, позволяя последовательно обозреть все 12 изображений. Запись боя курантов находится в цифровом виде в ПЗУ и включается каждые 15 минут. Активное участие в модернизации систем управления ходом и озвучиванием курантов приняли: Юрий Алексеевич Третьяченко (начальник отдела технических средств обучения), Григорий Владимирович Аваев (главный инженер МИЭТа), Валерий Фёдорович Шилов (ведущий инженер кафедры МЭ) и Александр Смирнов (выпускник кафедры САУиК).
В первые годы работы главных часов МИЭТа я регулярно проводил авторский надзор: сначала один-два раза каждый год, позднее – раз в несколько лет, проверяя состояние механизма привода. В течение многих лет такой возможности не было. Летом этого года в связи с подготовкой к 50-летию университета куранты были сняты для профилактики. Мне удалось осмотреть привод в разобранном виде. Его составные части оказались в хорошем состоянии, некоторые – с небольшими следами износа. Значит, служба главного инженера университета квалифицированно ухаживает за нашими курантами.
Я восстановил кинематическую схему всего привода часов и сделал эскизы потенциально критичных деталей, чтобы можно было быстро их заменить в случае необходимости. Надеюсь, что такая замена понадобится очень нескоро, и куранты проработают без капитального ремонта до столетнего юбилея МИЭТа!
Александр Дегтярёв
доцент кафедры технической механики (ТМ)