Мы говорим, что гордимся историей своей страны. Выступления наших соотечественников, занимающих высокие посты, редко обходятся без упоминания о большом культурном наследии России. Но так ли хорошо мы знаем, как жили наши предки? Понимаем ли то, что было сокрыто в их быте и традициях?
Фото из архива организации «Средневековый город»
Когда я размышлял о роли славянских праздников в XXI веке, то не смог придумать убедительных аргументов в их пользу. Обычаи, которые существовали и процветали в наших краях столетия назад, едва ли гармонично вписываются в картину современного мира. Непросто представить взрослого делового человека, который радостно водит хороводы, прыгает через костёр и собирает цветы на лугу. В лучшем случае, это кажется несерьёзной забавой – одной из многих, доступных нам сегодня.
В поисках ответа на вопрос я обратился в молодёжную общественную организацию «Средневековый город». Её члены – школьники и студенты – заявляют, что занимаются восстановлением, сохранением и развитием русских традиций. Со мной общались Артём Левоненко, студент четвёртого курса ИТС, он же директор организации, и Анастасия Трифонова – студентка МПГУ, председатель правления и один из руководителей. Ребята работают здесь почти восемь и шесть лет соответственно.
– Что для вас традиция? Какие русские традиции вы поддерживаете?
– Артём: Традиция – то, что сближает людей. Хорошая традиция – отмечать Новый год всей семьёй. Иногда на праздник собираются даже самые дальние родственники. Это сохраняет связь между ними.
Среди традиций, что мы поддерживаем, например, – Масленица: активно участвуем в городских праздниках, проходящих в этот период. В своём коллективе тоже отмечаем, собираясь в офисе и делая блинчики. Также мы каждый год колядуем, делаем что-нибудь к Ивану Купале.
– Настя: Как традицию мы восстанавливаем доброжелательность людей друг к другу, налаживаем отношения во дворе. Для русских людей все были друзьями, соседями.
– Какие у вас любимые праздники?
– А.: Колядки! Мы собираемся в группы по пять-шесть человек, наряжаемся в костюмы, ходим по квартирам, поём. Нравится реакция людей, которые открывают нам двери. Кто-то понимает, что мы делаем, и искренне радуется тому, что мы помним эту традицию.
– Н.: Я люблю Иван Купала. Мне нравится, как наши предки единились с природой, как они верили, что в этот день она имеет магическую силу; как собирались, чтобы найти папоротник; как вместе вешали подковы, чтобы счастье было во всей деревне.
– Много ли москвичей знают о традициях нашей страны?
– А.: На самом деле, немного. Что-то слышали, но единого представления составить не могут. Пожалуй, массово сейчас распространяется только Масленица. Но и она празднуется не так, как раньше, а в гораздо более упрощённом варианте.
– Н.: Когда мы хотели отметить Ивана Купала, я столкнулась с отсутствием к нему интереса у школьников. Для современного поколения нужно что-то модернизировать, менять.
– Люди узнают о традициях других стран, и иногда праздники, пришедшие из-за рубежа, становятся более популярными, чем наши. Обороты набирает Холи; Хэллоуин, по сути напоминающий Колядки, празднуется у нас с большей охотой. Как вы к этому относитесь?
– А.: Это красочные праздники. В Хэллоуине ты нарядился и ерундой страдаешь, в Холи – забрасываешь других красками и фотографируешься. На самом деле, у них есть глубокий смысл. В Америке или в Индии это всё-таки отмечается иначе. В России от праздников взяли только картинку. А о сути никто не знает.
– Н.: Нужно узнавать традиции других народов и стран, но при этом не забывать свои. Они действительно вытесняются, и очень сильно. Сейчас у нас даже больше распространены американские традиции, нежели русские. Обидно, что мы перенимаем у американцев их традиции, но не можем поделиться своими, потому что не знаем их.
– Когда вы выходите во дворы, вы играете в народные игры. Есть ли в этом глубокий смысл? Или это просто ваша «фишка», и на деле без разницы, во что играть?
– А.: Раньше многие из этих игр служили для закалки молодого богатыря. Некоторые забавы наших предков, как, например, кулачные бои, по современным меркам кажутся жестокими. Но у них были чёткие правила: бей без злобы, бей до первой крови и в той же манере. Эти игры были направлены на то, чтобы парни становились сильнее, мужественнее. У нас кулачных боёв нет, но есть цикл «Испытание русского воина», и цели он преследует те же.
– Н.: «Испытание русского воина» – это спортивные, соревновательные игры. Есть другие. Они развивают дружелюбие, взаимопомощь. направлены на сплочение команды. В наших играх дети начинают чувствовать друг друга.
– Есть ли место традициям в современном мире?
– Н.: Несомненно, есть. У каждого они свои… Нам нужно что-то из года в год праздновать. Как мы будем без Нового года? Как без выходных после этого?
– А.: Можно наблюдать удивительную тенденцию: в Подмосковье уже больше людей, которые серьёзно относятся к русским традициям. Много фестивалей народной культуры проходит за Москвой: в Вологодской области, во Владимирской. Я общался со знакомыми из других городов. У них те же Масленица и Иван Купала отмечаются по-другому. Там это чтят, в это верят.
– Н.: В столице создаётся только образ. Смотрите, какая классная была раньше одежда, какие необычные предметы быта! Здесь это – не более чем развлечение.
– Рождаются ли какие-нибудь глобальные традиции в наше время?
– А.: На мой взгляд, традиции сейчас не создаются. Нашим предкам нужно было общение, сплочение. Теперь отношения другие: люди друг друга не уважают. Какие между ними могут быть традиции?
– Н.: Нет, подожди. У нас есть сейчас традиции. Традиция просмотра телевизора по-отдельности, традиция есть не всем за одним столом, а один за компьютером, второй за телевизором, третий на кухне.
– В силах ли вы остановить исчезновение русских традиций?
– Н.: Самостоятельно – нет. Мы, в основном, работаем в Зеленограде, и распространить свою деятельность на всю Россию не можем. Но и эту проблему пытаемся решить.
– А.: Для этого мы составляем программу на президентский грант.
– Н.: Мы бы хотели, чтобы в других городах России появились такие же организации, которые будут восстанавливать русские традиции во дворах. Наша деятельность больше направлена на молодое поколение. Дети – наше будущее. Хочется, чтобы они были дружнее нас и знали свою культуру.
Иллюстрация: Анастасия Рубцова
– В какой период началось разрушение традиций?
– Н.: Думаю, давно. Точно уже забывались они в Советском Союзе, но там на другом держались люди. Традиции им были не нужны.
– А.: Ну или в период бурного развития цивилизации. Технический прогресс повлёк за собой исчезновение былых ценностей. Чем круче технологии, тем меньше люди нужны друг другу…
– Можно ли препятствовать этому?
– Н.: Да, если какой-нибудь вирус уничтожит интернет, то, возможно, придётся заново учиться общению.
– А.: Либо сделать что-то такое, что напомнит людям о прелести общения вживую. Нужно направлять праздники именно на это. А не как сейчас: пришёл, послушал музыку, поиграл, поел.
***
Проникнуться идеей за полчаса сложно. Кому-то на осознание того, чем действительно занимается организация, требуются годы. Важнее всего результат. Я иногда встречаю детей, которые участвовали в праздниках «Средневекового города». Когда-то они гуляли порознь и не знали друг друга по именам. Сейчас дружат, играют вместе.
Беседа помогла мне понять, что, размышляя о роли традиций, я рассматривал это понятие недостаточно широко. Традиции – это не только костюмы, игры, кухня. Традиции – это, прежде всего, отношения между людьми.
Алексей Смагин