Новое расписание вызвало у студентов и преподавателей МИЭТа, как минимум, удивление. Окна, пятидневная учебная неделя у магистров, поздние пары – если такие неудобства и появлялись раньше, то их было значительно меньше. О том, что произошло, многие выстраивают лишь догадки. Для разъяснений «ИНверсия» обратилась к начальнику Управления реализации учебного процесса Антону Викторовичу Козлову.
Фото: Алексей Смагин
- Антон Викторович, расскажите, пожалуйста, как готовится семестровое расписание занятий?
- Расписание составляется в диспетчерской Учебного отдела на основе учебных планов, сведений о преподавателях, а также данных об имеющихся аудиториях.
В связи с интенсивной подготовкой к государственной аккредитации и увеличением числа образовательных программ, МИЭТ перешёл на работу с модулем «1С-Автоматизированное составление расписания» в программе «1С-Университет». Ранее, несмотря на апробирование электронной системы, расписание готовилось в ручном режиме.
Подготовительные работы по составлению нового расписания начались давно. Информацию от приёмной комиссии Учебный отдел и деканаты начали обрабатывать ещё в прошлом году. Весной этого года методисты кафедр сформировали и проверили действующие образовательные программы (ООП) бакалавриата и магистратуры. К маю появилась техническая возможность выполнить автоматизацию составления расписания. Для этого сотрудниками Учебного отдела были занесены в базу все вузовские аудитории: как общего пользования, так и кафедральные. Одновременно с этим производилась стандартизация дисциплин для увеличения мобильности студентов на разных факультетах, а также упрощения процедуры получения перезачёта; сформированы потоки групп с учётом распределения по направлениям подготовки, отчислений и переводов. Затем кафедры назначили в программе преподавателей на дисциплины учебного плана.
Фактически, это был первый масштабный опыт МИЭТа по формированию исходных материалов для составления расписания в электронном виде. К сожалению, только после полного введения данных выяснилось, что не все особенности учебного процесса в вузе могут быть учтены системой. Сотрудники Учебного отдела, Информационно-аналитического (ИАЦ) и Вычислительного центров (ВЦ) были вынуждены анализировать большое количество возникающих проблем и искать пути их решения. В итоге первая версия расписания занятий была получена только за неделю до начала сентября. Потом в это расписание вносились исправления, и именно поэтому у деканатов оно было размещено так поздно.
- Стоит ли ожидать позитивных изменений?
- Да, конечно, стоит – сотрудники Учебного отдела делают всё возможное.
К сожалению, при составлении расписания возникли проблемы, среди которых:
- незавершённый ремонт потоковых аудиторий, проводящийся к 50-летию МИЭТа;
- затянувшийся на месяц процесс корректировки учебных планов при переходе на новые образовательные программы;
- отсутствие от некоторых кафедр информации о дисциплинах по выбору, возможности объединения групп у магистров;
- алгоритм планирования расписания, который используется в программе «1С-Университет», разработан Институтом проблем управления им В. А. Трапезникова РАН. Он не учитывает специфику МИЭТа. Например, особенностей учебных аудиторий;
- необходимость учёта пожеланий преподавателей: военно-учебного центра, совместителей с предприятий, членов Учёного совета, ректората;
Эти и некоторые другие причины привели к появлению ряда несоответствий в расписании: повторяющиеся занятия c«исскуственным» увеличением нагрузки на студентов, преподавателей и аудиторный фонд (одно и то же занятие в программе дублировалось); отсутствие некоторых курсов и учебных групп; появление «окон» у студентов; наличие поздних вечерних пар; концентрированные занятия в компьютерных классах.
Сейчас Учебный отдел работает над оптимизацией расписания. Изменения планируется внести с четвёртой недели учебного семестра – 21 сентября, – но учесть все пожелания студентов и преподавателей вряд ли получится. То есть, кардинальных изменений не будет, но некоторые важные исправления обязательно появятся.
Полученный опыт будет учтён при подготовке к расписанию весеннего семестра, которая начнётся уже с 15 октября.
- Появится ли в интернете электронная версия расписания?
- В ближайшее время нет. Однако в планах работа над динамически изменяемым расписанием, которое можно будет, в случае необходимости, быстро откорректировать и разослать об этом уведомления на мобильные телефоны и электронную почту студентов. Сейчас сотрудники ИАЦ и ВЦ работают над такими проектами, как беспроводная сеть, корпоративная почта, электронные проездные и появившиеся сейчас у «1С-Университета» возможности пока реализовать не могут. При помощи, в том числе и со стороны студентов, электронное расписание появится быстрее.
- Новое расписание критикуют за внешний вид. Его неудобно просматривать, потому что строки, обозначающие пары, в нём разного размера. Поменяется ли визуализация расписания? Добавят ли обозначения больших перемен?
- Окончательное расписание планируется распечатать в традиционной форме, на листах ватмана, как это было в предыдущие годы. Что касается указания в расписании больших перемен, обеденный перерыв в МИЭТе проходит до или после третьей пары. Студенты, у которых есть третья пара, могут договориться со своим преподавателем, когда им организовать большой перерыв.
Алексей Смагин