Судьба заслала делегацию нашего университета в ростовскую область, где на всероссийской школе «Лидер 21 века» мы проходим тренинги по интересующим нас направлениям и слушаем приглашённых спикеров. Один из VIP-гостей – продюсер проектов «Noize MC» и «Найк Борзов» Елена Савельева. Она имеет большой опыт работы в СМИ – в печатных и на радио. Вместо конкретной темы Елена предлагает нам задавать ей волнующие нас вопросы. Обучающего занятия не получается – встреча переходит в интервью.
Фото: Алексей Смагин
- Как мотивировать команду быть ответственной?
- Люди должны любить своё дело. У меня на разных артистов работают разные команды. У Noize MC – одна, у Найка Борзова – другая.
Не обязательно в твоей «телеге» должны ехать те, кто туда хочет залезть. Там должны оказаться люди, которых ты хочешь тащить. Которые заинтересованы в проекте, которые готовы предложить какие-то идеи. Я очень люблю работать с людьми, которым не надо давать задачи. Им говоришь: «мы хотим то-то», и тебе сразу поступает куча предложений. Да, конечно, большая часть из них не используется, но в этом случае человек сам может привнести что-то новое, что-то интересное…
- Как воспитать в сотрудниках такое качество?
- Это зависит от самого человека. Если он аморфный, интерес к работе не воспитаешь. Я вообще сплю с телефоном, мне звонит много фриков. В 3-4 часа ночи встретить какой-нибудь звонок от пранкера из Владивостока, который решил развлечься – ерундовое дело. Надо терпеливо относиться к процессу, уметь быть лидером, повести людей за собой, предложить то, что будет им интересно. Иногда нужно настоять. На следующем мастер-классе я хотела рассказать про то, как мы ребрендировали Noize MC. Мы поставили звёздочки на логотип Ивана – N**ze MC. И, наверное, первый месяц мы слышали сплошной негатив. Сейчас эти звёздочки везде на афишах, на нашем мерче, и фанаты их обожают.
Ещё нужно уметь заинтересовать. Если ты не можешь заинтересовать человека, если он ленив по природе, ты не заставишь его что-то сделать. Ты можешь сделать за него работу сам, но держать такого сотрудника в команде, платить ему зарплату или отдавать своё время, понимая, что ты все равно его задачу выполнишь сам, не стоит. Лучше сразу прощаться.
- Сейчас на рынке очень много медиапродуктов. Как создать свою «фишечку», как сделать проект интересным людям?
- Умение написать песню, которую полюбит 140 миллионов человек – это талант. Сейчас кризис перепроизводства музыки во всём мире. Музыки очень много. Купил программу Logic и пиши на здоровье. Главное – делать то, что найдёт отклик у людей.
- Но ведь иногда одного таланта бывает мало…
- Я бы сказала, мало талантов. Понимаете, не тонет то, что не тонет. И оно, как правило, сверху. Чтобы найти талант, нужно поискать. Это как в поисковике – по первой ссылке хороший ответ на вопрос не найдёшь. Надо смотреть глубже.
- Не секрет, что у Нойза дерзкие тексты, его позиция зачастую отличается от той, что нам навязывается «сверху». Почему вы не боитесь выражать её на всю страну?
- Я не ограничиваю артистов, с которыми работаю. Песня «Мерседес 666» вышла, когда погибла наша близкая подруга. Это личная история сопереживания, искренняя песня, в каждом слове боль. Песня родилась за несколько минут. Как я могу сказать артисту, что это не надо петь? Если у Ивана есть позиция, он её высказывает. Это такое творческое амплуа. И в угоду большему количеству концертов или «поцелую в лоб» от властей Иван ничего делать не будет.
Моя задача – сделать так, чтобы артиста не рвали на части, чтобы он мог писать музыку, доносить своё творчество до слушателей. Мы с такими сложностями сталкивались не раз. Нам отменили много концертов после истории со Львовом. Когда во время шоу в этом городе девочка протянула флаг Украины Нойзу, и он в него закутался. Этот эпизод был совершенно извращён в СМИ. Сегодня ты говоришь, что нужен мир, а через неделю тебя чуть ли не в фашизме обвиняют. Подобную агрессию медиа сейчас переживает Земфира.
А «голый Нойз на Кубане»? Все пишут о том, что «Noize MC голым выступал на фестивале KUBANA». На самом деле, он отыграл весь свой сет абсолютно одетый. Голый он вышел на одну песню к группе Anacondaz, они играли в половину третьего ночи – дети тогда спали. Но это не помешало людям раздуть скандал.
У Ивана такое амплуа – в его песнях отражается окружающая реальность. И писать про «лютики-цветочки», когда есть другие вещи, которые его волнуют, он не будет.
Фото из Instagram Noize MC. Ваня в детстве.
- Чем вы отличаетесь как продюсер от своих коллег?
- Я много работаю с интеллектуальной собственностью. Занимаюсь авторским и смежным правом. Я давно перестала представляться продюсером, потому что ореол продюсерства в нашей стране испорчен. Когда я говорю, что я продюсер, люди начинают думать, что я ворую чужие деньги. Я занимаюсь делопроизводством, привожу дела артистов в порядок: это и промоушн, и букинг, и права, и спонсоры.
Многих артистов обманывают. Поэтому мой совет всем начинающим артистам и авторам – читайте свой контракт внимательно, обращайте внимание не только на финансовые условия, но и на условия расторжения. Если этому следовать, то расставания с продюсером не будет болезненным.
- Как вы относитесь к тому, что из тех, кто слушает музыку, покупает её далеко не каждый?
- Такие реалии. Было бы хорошо научить детей в школах на уроках музыки самим создавать песни. Всегда в классе есть тот, кто пишет стихи, кто учится играть на пианино, на других инструментах. Если бы за учебный год школьникам бы предлагали создать песню, тогда, вырастая во взрослых потребителей, они бы осознавали, что существует авторское право, что написать песню – это труд. Когда человек сам в игровой форме проходит эту школу, он понимает, для чего нужна поддержка артиста. Записать альбом – это миллион рублей. И было бы круто, если бы его слушали не ВКонтакте, а купили. Мы отработаем этот миллион на концертах, безусловно. Но для меня было бы приятно, если бы начали покупать музыку. А её начнут покупать, когда начнут уважать этот труд.
Артист зарабатывает с концертов. Но вы представьте, 3-4 концерта в неделю. Человек работает, тратит время на переезды, выходит на сцену и исполняет всё время практически один и тот же репертуар. Да – сеты меняются, но не сильно. К примеру, из 20 песен 12 надо играть во время всего тура. Это всё надо отрепетировать, расписать партии инструментов. И на сцену ты должен всё время выходить в хорошем настроении. Ты должен достать своё моджо… Не так, как Иван на Кубане, конечно (смеётся). Ты должен увести за собой зал, это нужно делать каждый раз. Артисты – своеобразные люди, они склонны к нарциссизму, с тонкой нервной и душевной организацией, как правило. Поэтому продюсер – это всегда психолог, человек, который может найти выход из сложной ситуации. Человек, который может сказать и сделать так, чтобы артист продолжал выходить на сцену.
- У Ивана есть одна песня с нецензурным названием….
- У Ивана не одна такая песня…
- Одна из. Если культурней выразиться – «Задолбались». Судя по ней, у группы всё-таки было полное моральное истощение. Что это была за ситуация, и как из неё выходили?
- Когда человек даёт больше 120 концертов в год, он истощён и морально, и физически. Это тяжело. Когда у тебя дома осталась любимая жена, маленькие дети, близкие люди, с которыми ты хочешь быть рядом, но ты должен ехать на концерт, это морально непросто. Сейчас мы ограничиваем количество концертов. Мы не играем больше определённого количества концертов в год. Мы не играем во все дни рождения детей, любимых жён. Какой бы ни был гонорар.
Если вспоминать Дельфина – я с ним отработала три альбома: «Не в фокусе», «Глубина резкости» и «Ткани» – он не работает в декабре. Где-то 20 декабря он собирается с семьёй и уезжает. Потому что семья – это опора, это любовь и вдохновение.
- У вас между артистами и командой только деловые отношения или дружеские?
- Дружеские. С Найком мы знакомы больше 20 лет, я знаю его жену, его дочь, его маму. Мы друзья и хорошо понимаем друг друга.
- Это не портит ваши деловые отношения?
- Знаете, у группы Ивана меня удивила семейственность, ребята общаются как одна большая семья. Каждую неделю у нас проходят совещания, мы собираемся в кафе на Дубровке, заказывает что-то из меню, и сразу начинается: «– О, Макс, ты это заказал? Ну-ка дай мне! – Иван, а ты что взял? Вкусно? Давай пробовать! – О, Кислый, твой соус отлично выглядит, давай его сюда». И они все такие. Получается, либо ты становиться частью семьи, ты вместе со всеми, либо ты говоришь: «Значит так. Из моей тарелки не есть. Руки убрали!»
Есть разные методы работы. Я работаю по принципу – не надо никого заставлять. Работа должна приносить удовольствие. Если ты делаешь работу с удовольствием, то только тогда у тебя есть позитивный результат И вокруг собирается крепкая команда.
- У каждого есть взлёты и падения. Наверняка, и у Нойза, и у Найка были такие «моменты затухания». Как вы с этим боролись?
- Период затухания – это проблема с вдохновением. Когда канал с космосом у артиста закрыт. Это опасно. Чтобы решить эту проблемы с Борзовым, я подарила ему Gibson – дорогую гитару, о которой он мечтал. Сейчас он рассказывает в интервью, что у него есть гитара, которая сама ему пишет песни.
- В последнее время Нойз стал чаще выпускать какой-то материал. С чем это связано, и когда ждать новый альбом?
- Скорость увеличилась потому, что сейчас мы возвращаем Ивану права на его произведения. Осенью будет выпущен сборник лучших песен. Нам предстоит до этого ещё решить несколько проблем – возможно, и судебным путём. А совсем новый альбом будет осенью 2016 года. Может быть, мы сделаем ещё сборник фристайлов.
- По каким критериям вы принимаете на работу?
- Я люблю понимание того, что человек делает. Если у тебя есть идея и она креативная – мой e-mail на сайте Нойза, на сайте Найка. Пиши, никто тебя не ограничивает, я обязательно буду на связи. Если это действительно интересно, давайте делать. Я смотрю всю почту сама. Обрабатываю более 200 писем в сутки. Не на все отвечаю, но вижу всё.
У меня работает сейчас пиарщица, которая убедила меня, что мне без её помощи не обойтись.
Я ей отвечаю, что у меня есть сотрудники, а она всё о своём. Дала ей шанс – мы делали концерт Борзова в Главклубе, и я попросила её написать план реализации промо. Она мне прислала его, я смотрю, и урчу от удовольствия. Думаю: как интересно пишет, хорошо видит ситуацию. Посмотрим, что она из этого выполнит. Из 14 пунктов, которые были заявлены, она выполнила 12. Я аплодировала стоя.
Она очень сильно от меня отличается и темпераментом, и подходом к делу. Но когда она проанализировала свою работу и прислала мне отчёт с инфографикой… Я сказала: «Надя, работай. Я всегда мечтала о тебе».
- Почему вы решили приехать на «Лидер»?
- Я начала сотрудничество с Российским Союзом Молодёжи совсем недавно. Попала на студенческую весну экспертом на журналистику и, признаться, ехала туда с некоторым скептисом. Думала, как-то странно, что профессионалов приглашают судить непрофессиональные работы. Но когда я приехала, то была поражена интересом студентов к моему опыту. Ко мне постоянно подходили ребята, задавали вопросы, консультировались. Мой опыт оказался востребованным и, возможно, полезным. И мне показалось, что я и здесь могу быть полезной вам.
- Вы часто упоминаете про «связь с космосом». Можно объяснить это выражение, рассказать про вашу веру в Космос?
- Я не верю в Бога, сидящего на облаке в образе старика. Я верю в бессмертие души. Верю, что люди общаются, что эта взаимосвязь определяет нашу жизнь. Верю, что энергия, которую мы вокруг себя создаём, не умирает. Это я называю космосом. Очень многое в моей жизни зависело от случая. Но чтобы этот случай произошёл – веди себя поприличнее. Не надо врать, лицемерить. В XXI веке иметь тайны и говорить явную ложь крайне опасно. Ты весь открыт. Тем более, с таким артистом как Нойз.
- Что, на ваш взгляд, наиболее важно в студенческие годы?
- Завести себе настоящих друзей. Мы становимся более закрытыми с годами. Когда ты молод и открыт, ты этот опыт получаешь. К дружбе надо внимательно относиться. Никто не знает, что будет завтра, и в таких условиях лучше знать друг друга лично. Это мой афоризм, с которым я живу после пожара. В 2008 у меня дотла сгорела квартира. Деньги на окна мне дал Дельфин, группа «Художник» снимала мне паркет. Борзов красил стены. Это друзья, они приехали, чтобы выпутываться вместе со мной.
Мы хлопаем в восторге. Общаться с таким человеком как Елена студенту не приходится каждый день. Я тащу коллегу, чтобы сделать селфи с нашим спикером, но Елена убегает. «Не надо. Я не медийная личность». – отвечает она на мою просьбу.
Беседовал коллектив направления «Медиа» 62ой смены Всероссийской школы «Лидер XXI» века.
Автор: Алексей Смагин