Мы привыкли к тому, что МИЭТ – это целая система корпусов, лето можно провести в соответствии со своими планами, а в КВН пошутить на злободневную тему. Каким был студенческий быт в 75-85 года? Отличаются ли современные студенты от ребят, учившихся и работавших в МИЭТе в советские годы?
Демонстрация у МИЭТа, ориентировочно 1975 год.
Больше исторических фото здесь.
Ирина Олесова
выпускница МПиТК 1980 года
«Учиться в МИЭТ я пошла следом за подружкой, которая чётко хотела «работать на ЭВМ». Что это такое, как это будет, чему меня научат и чем придётся заниматься – обо всём этом я имела смутное представление.
В университете меня ждала совсем другая жизнь, нагрузка чумовая! История КПСС, иностранный язык и физкультура – в первом семестре хотелось удавиться. Но, говорят, новые привычки вырабатываются в течение 100 дней. И в конце концов история партии перестала тяготить, так как работы В.И. Ленина я запоминала целыми кусками, иностранным языком заниматься с заведующим кафедрой оказалось весело, а наш физрук ставил на нас опыты, так как я записалась в группу девушек, не умеющих ходить на лыжах.
Мне учёба давалась легко. Я хорошо запоминала материал, а благорасположение преподавателей позволяло получать четвёрки и пятёрки. Так, помню, я была первой девушкой на потоке, кому поставили пятёрку по ТФКП (теория функций комплексной переменной), так что на меня приходили посмотреть как студенты, так и преподаватели кафедры высшей математики.
Каждый сентябрь в клубе проводили танцевальный вечер, где старшекурсники приглядывали себе молодых подружек, в том числе и из местных, чтобы остаться после окончания учёбы в Зеленограде, а не возвращаться в свой город. Мальчиков у нас было существенно больше. Девичьим был только факультет ФХ (ИТС), где готовили технологов, как будто это преимущественно женское дело.
Как специалисты широкого профиля мы имели обязательные нагрузки. Сентябрь второго курса проводили на уборке картошки в подмосковном колхозе. Месяц тряслись на картофелеуборочном комбайне, так что и во сне руки картошку перебирали. И отдых, и веселье! Горячей воды нет, а глина на зубах скрипит! Зато узнали, какие сорта картошки самые вкусные, какие урожайные. Ещё собирали грибы и жарили по вечерам на кухне.
В целом, самыми тяжёлыми в МИЭТе оказались первые три курса – когда преподавали общие для всех факультетов дисциплины. Отношение к тем, кто пережил этот этап, уже становилось совсем как к своим. Преподаватели прощали просчёты и недоработки, можно было накануне экзамена почитать книжку – и положительная оценка в кармане.
В летнюю сессию после третьего курса я родила дочь. У нас, имевших маленьких детей, всегда отсутствовали проблемы и с успеваемостью, и с посещаемостью. Дети организовывают. Счастье – воспитывать ребёнка без отрыва от учёбы. Таких мамочек, как я, было у нас предостаточно. В академический отпуск не уходили, всё успевали».
Нина Зяблицева
выпускница ЭМ (ИТС) 1985 года
«Студенческая жизнь! Как недавно это было, и как давно! Память стёрла многие лица и даже фамилии, но общее ощущение счастья останется до конца моей жизни. Чего только стоили трудовые будни: БДЗ и коллоквиумы, лабораторные, курсовые и сессия! Наверное, у каждого был самый трудный экзамен, когда не спал два дня и две ночи, а всё считал и учил, и самый желанный «автомат», когда и делать-то ничего не надо.
Очень хорошо помню Алексея Сергеевича Поспелова – к нему на лекции и семинары ходили, даже если очень хотелось спать. Когда в первый раз в нашей стране переводили стрелки на один час вперёд, мы поехали на Красную площадь, чтобы увидеть кремлёвские куранты, а затем гулять по ночной Москве до самого утра. Потом грелись в поезде, стоящем на перроне Казанского вокзала, а возвратились в Крюково самой ранней электричкой. Но при этом к первой паре Алексея Сергеевича мы уже были в МИЭТе!
Ещё одно яркое воспоминание – зимний студенческий лагерь в Загедане! Чуть больше сотни человек и несколько преподавателей проводили зимние каникулы в горах Кавказа в заповеднике реки Большой Лабы: снег, звёзды, романтика. И ещё увлечение горными лыжами, а это уже на всю оставшуюся жизнь, и слова Олега Ивановича Лисова: «Наш стиль – красиво и элегантно!»
Было у нас такое понятие как ОПП (общественно-полезная практика) – выполнение общественной работы, без оценки за которую не допускали к экзаменационной сессии. Так, на четвёртом курсе, раздумывая, куда бы податься, мы увидели объявление о наборе в студенческий театр с оценкой по ОПП, это был театр «Поэмимы» Василия Вильгельмовича и Елены Сергеевны Гермони.
Спектакль театра «Поэмимы». Крайняя слева – Нина Зяблицева.
Первые репетиции, выступления, спектакли и замечательные ребята с разных курсов и факультетов, дружба с которыми длится вот уже 30 лет!»
Михаил Севальнев
выпускник ФТ (ЭКТ) 1984 года
«Я приехал учиться в МИЭТ из небольшого города Орехово-Зуево в 1980 году. Первое яркое впечатление произвёл, конечно, сам Зеленоград. Поразила архитектура в МИЭТе, подумал тогда: попал в космос. Кстати, вуз с тех пор не изменился, всё как было, так и осталось, даже телефон с дисковым набором на входе!
В общежитие селили по четыре человека в комнату. Жили дружно, но устройство быта отнимало немало времени, так как чтобы что-то приготовить, нужно сначала это «что-то» достать – отстоять несколько очередей за необходимыми продуктами. Поэтому студенты объединялись несколькими комнатами, каждый день назначался кашевар. Еду нужно было не только приготовить, но ещё во время готовки охранять от голодных соседей! Нередко в комнату забредали ребята на запах жареной картошки.
Поначалу было сложно привыкнуть к студенческой жизни: лекции, которые не успеваешь записывать, масса новых предметов. Хорошая встряска и хорошее приключение! Ещё в то время нельзя было просто учиться и так сказать «быть никем», обязательно – общественная нагрузка. Сначала я попал в народную дружину, мы патрулировали лес, улицы нам не доверяли (улыбается – прим. автора).
Около МИЭТа
В преодолении бытовых трудностей очень помогали Министерство электронной промышленности, доплачивавшее к стипендии почти 30%, и профсоюз, который выдавал талоны на питание за половину стоимости, профилакторий появился спустя несколько лет. Их не хватало на весь месяц, но они существенно облегчали жизнь голодному студенту.
Также я серьёзно занимался спортом – спринтерским бегом и прыжками в высоту. Спортивный клуб в МИЭТе всегда был замечательный, а секция лёгкой атлетики – одна из сильнейших. Мы участвовали в эстафете по московскому Садовому кольцу, миэтовская команда на соревнованиях занимала солидные места. Спортивная кафедра поощряла команду: организовывала сборы на море и в горы, выдавала дополнительные талоны на питание.
Помню, как на первом курсе чуть не исключили из института. Я пропустил отчётно-выборную конференцию комсомола. Казалось, что это просто галочка, поэтому решил, что буду готовиться к математическому анализу. А потом обнаружилось, что меня собираются исключать! Тогда, если выгоняли из комсомола, то автоматически отчисляли и из вуза. Спасла спортивная кафедра, мне пошли навстречу, но велели впредь собрания комсомола не пропускать. Вот такие истории бывали в то время.
Благодаря МИЭТу я познакомился с таким замечательным видом спорта, как виндсёрфинг! Первый раз увидел парус на базе отдыха института в Дербенте на берегу Каспийского моря. С тех пор регулярно катаюсь и участвую в соревнованиях!»
Евгений Бабкин
доцент кафедры радиоэлектроники
Работает в МИЭТе с 1975 года
«Как у человека хобби превращается в специальность? Всё достаточно просто, в своё время я выпросил у родителей денег и заказал посылку с радиостанцией типа первой переносной рации, прозванной «Walkie-Talkie» (переносная станция). Сперва ничего не понимал, но сделал как было написано в инструкции, всё заработало. Так меня и втянуло.
Я учился в Казахском политехническом институте в городе Алма-Ата по специальности «Автоматизированные системы управления». В 1975 году приехал в Зеленоград для обучения в аспирантуре по целевому направлению по этой же специальности. Аспирантура в те годы была как поощрение, и поступали в неё не многие. Мне повезло: по окончании института меня направили в Киев на завод Вычислительных Управляющих Машин (сейчас Электронмаш – прим. автора), где я стал работать наладчиком. Знания, полученные на заводе и помогли поступить в МИЭТ.
В аспирантские годы начал читать лекции по электротехнике, это входило в обязательную часть нашей практики. Ребята были разные, впрочем, как и сейчас: некоторые заинтересованы в предмете, а иные просто просиживают время. После того, как защитил в МИЭТе диссертацию под руководством Олега Ивановича Лисова, остался работать ассистентом. На кафедре радиоэлектроники стал заниматься разработкой ультразвуковых доплеровских измерителей скорости кровотока».
Екатерина Кесарева, Дарья Пантелеймонова