9 мая по всей стране прошла акция «Бессмертный полк». Люди собирались на шествия, чтобы показать всему миру своих героев – родственников, воевавших или трудящихся в период Великой Отечественной войны. Студенты МИЭТа тоже участвовали в этой акции. Они рассказали нам, кем гордятся и память о ком они бережно хранят.
Фото: www.gazeta.spb.ru
Григорий Смыслов, аспирант кафедры ИПОВС
«В рамках акции я вместе с отцом нёс портрет его дяди – Валентина Желудкова.
На момент начала войны Валентину не хватало одного года до призывного возраста. Поэтому вначале он трудился в тылу. В 1942-м он получает повестку и уходит на фронт. Из призывного пункта его вместе со всеми сажают в поезд. Уже в пути выясняется: они едут воевать под Старой Руссой. В то время советское командование предпринимало активные попытки отбить этот район у фашистов. Под городом велись ожесточённые бои с большими потерями с обеих сторон. Все понимали, что попасть под Старую Руссу – фактически, пойти на самоубийство. На одной из остановок друг предлагает Валентину сбежать. Отстать от поезда, а дальше подсесть на другой состав или затеряться в тылу. Но он не соглашается, оставаясь верным присяге и приказу высшего начальства. Друг ушёл один.
Прибыв на место, Валентин попадает к одной из «Катюш» в качестве связиста. Командир отправляет машину на высоту как замену гаубице. Место было хорошее, оборудованное, прекрасно подходило для обстрела вражеских позиций. Был только один недостаток – гаубица, стоявшая здесь до этого, уже вела ранее бой с врагом. Позиция оказалась хорошо пристреленной. В результате – прямое попадание в блиндаж. Троих убило на месте. Валентину оторвало ногу. В госпиталь его привезли в плохом состоянии: газовая гангрена сделала своё дело. Через пару дней Валентина не стало.
Высокий, плечистый, красивый и добрый. Он был очень дружен со своей сестрой, моей бабушкой. Когда Валентин уходил на фронт, она обняла его и не хотела отпускать. Утешая, он сказал ей: «Да чего ты, скоро свидимся!», освободился из объятий и ушёл. Через двадцать дней почтальон принёс похоронку. Он был любимцем девушек и наверняка через несколько лет завёл бы себе семью. Однако всего двадцать дней войны, и сейчас уже можно говорить, что род Желудковых оборвался (бабушка, выходя замуж, взяла фамилию мужа). Поэтому мы с отцом решили почтить его память. У Валентина не осталось прямых потомков, которые могли бы это сделать.
Я рад, что появилась возможность рассказать о своём двоюродном деде. Когда речь заходит о войне, то чаще вспоминают героические поступки, людей, прошедших войну и встретивших Победу. Но ведь гораздо больше было таких, как Валентин. Тех, кого война перемолола за считанные дни. Зелёные юнцы, которым не повезло продержаться и боя. Они могли стать чьими-то мужьями, отцами, дедами. А в итоге стали безымянными трупами в братских могилах».
Георгий Дубинин (МП-19)
«Мой прадед Алексей Кириллович Звягинцев родился 8 февраля 1915 года в Ставропольском крае. Окончил Ленинградский техникум железнодорожного транспорта. В 1937 году был призван в армию в войска химзащиты. После службы его направили в народный комиссариат внутренних дел, в подразделение, обслуживающее волоколамское направление. 22 июня 1941 года его и застала война. В то время он уже был в звании лейтенанта. Принимал участие в обороне Москвы. Команда, которой руководил прадед, выполняла разные задания, в частности, охраняла железнодорожные пути от шпионов и диверсантов, были постоянные вражеские вылазки и засады, стычки с фашистами.
Судьба берегла прадеда. Он рассказывал своим детям, как его группа, ехавшая на грузовиках, подверглась атаке истребителей. Многие тогда погибли, погиб и товарищ прадеда, который находился рядом: пулеметная очередь «прошила» кузов автомобиля, а прадеда пуля обошла стороной.
Был ещё один случай. Однажды прадеду со своей группой пришлось находиться в деревенском доме. Внезапно налетела вражеская эскадрилья бомбардировщиков. Вокруг образовалось много руин, всё было разрушено, а дом, в котором находились бойцы, уцелел: бомба попала в глубокий колодец рядом с крыльцом. Это чудо спасло всю группу.
Однажды дедушка и его товарищи взяли в плен немца. Несмотря на то, что это был враг, наши бойцы разделили с ним свою солдатскую еду. Неожиданно начался фашистский обстрел, и пленный был убит своими же, так и не доев каши».
Мария Литвинова (МП-39)
«Мой дедушка Николай Игнатьевич Гришин родился 7 января 1923 года. В июле 1941, будучи 18-летним, он был призван на фронт и отправлен на обучение в Алтуфьевскую авиашколу, после ускоренного окончания которой он служил в должности адъютанта командира 234 полка. Он имел очень красивый каллиграфический почерк, благодаря чему стал незаменим в роли писаря в штабе.
В 1944 году дедушка был тяжело ранен на передовой, и его отправили в госпиталь, где он находился до весны 1945 года. В марте того года он вернулся домой, на уже освобожденную Брянщину. На вокзале в день возвращения с ним произошел случай, который моя мама часто вспоминает с содроганием. Одна женщина попросила находившихся рядом людей уступить место инвалиду. Мой дедушка осмотрелся и долго не мог понять, кто же этот инвалид, а когда понял… на его глазах появились слезы. Дедушка умер в 1993 году в возрасте 70 лет, за год до моего рождения. Он был замечательным, очень добрым, справедливым, любящим отцом большой семьи. Я бы многое отдала за возможность увидеть его, познакомиться с ним и сказать спасибо за Великую Победу моему родному ветерану.
Моя бабушка Александра Викторовна Гришина родилась 14 декабря 1926 года. Она были призвана на фронт в октябре 1943 года в неполные 18 лет. Бабушка служила санинструктором при 584 истребительно-противотанковом артиллерийском полку на Брянщине, будучи медсестрой. Она ухаживала за ранеными и в составе полка дошла до Берлина, где участвовала в исторической встрече союзников на реке Эльба.
Медсестры на войне спасали тысячи жизней, они были для раненых бойцов лучиком света. Отец одного из спасённых бабушкой бойцов уже после войны долго искал мою бабушку, а когда нашел, сердечно благодарил за спасение сына».
Никита Осипенко
Евгения Степанская