9 апреля великому скульптору Эрнсту Неизвестному исполнилось 90 лет. Всю жизнь он балансировал на грани: между жизнью и смертью, великой славой и риском стать изгнанником. Его стиль узнаваем, а воплощение вызывает восхищение. Художник и по сей день продолжает творить: недавно в Екатеринбурге началось возведение «Маски скорби», которая вкупе с уже существующей в Магадане и планируемой в Воркуте должна составить «Треугольник скорби» – в память о невинно погибших людях.
Большая удача жить одновременно с человеком-легендой, тем более – учиться в вузе, где им выполнены всем знакомое панно, опоясывающее библиотеку, а также двенадцать портретов великих деятелей науки из дерева и латуни. К юбилею мы публикуем воспоминания выпускника МИЭТа 1975 года Минрасыка Брче о встрече со знаменитым художником.
Иллюстрация: Мария Гладкова
«Это было в апреле 1974 года. Наша группа, тогда ФТ-56, ведомая куратором Михаилом Александровичем Королёвым, (ныне профессором, заместителем декана факультета ЭКТ, – прим. ред.), побывала в мастерской Эрнста Неизвестного на Проспекте Мира и более трёх часов общалась с большим мастером гипса.
В начале встречи скульптор показал нам некоторые эскизы своих работ. Среди них была его выпускная дипломная работа: полярный лётчик сидит на стуле и гладит по голове стоящего рядом мальчика лет семи. Эрнст Неизвестный сказал, что за такую работу сегодня можно получить звание академика Академии художеств СССР. А что для такой работы нужно? Нужен мужик и унты!
Далее он представил некоторые эскизы оформления Зеленограда. Среди них впечатлили крылья огромной птицы, накрывающие дома. Просматривались контуры 448, 449,450 и 451 корпусов.
Эрнст Неизвестный показал скульптуру, которая вызвала гнев первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва, – женщины с большим тазом и относительно маленькой головой. Никита Сергеевич, увидев такое изображение, воскликнул, что это издевательство над советской женщиной, труженицей и коммунисткой. Однако после смерти Хрущёва в 1973 году Эрнсту Неизвестному позвонил сын Никиты Сергеевича и сказал: «Папа в последние годы следил за Вашим творчеством и просил, чтобы памятник на его могиле был выполнен Вами». Скульптор показал нам фрагмент макета памятника – лысую голову бывшего первого секретаря ЦК КПСС.
Расскажу о ещё нескольких запомнившихся нам работах. Скульптура крупного мужчины, из его глаза выходит обнажённая женщина. На наши догадки Михаил Александрович Королёв в привычной ему манере, слегка наклонив голову, ответил: «Ребята, это же просто: мужчина думает о женщине...» Вышедший к нам художник сказал, что это из древнегреческой мифологии – Зевс рождает из головы Афину.
Следующее, на что мы обратили внимание, – в каждом углу мастерской было изображение раздвоенного черепа, либо его же, но накрытым кистью руки. На нашу просьбу объяснить, что он хотел этим показать, Эрнст Неизвестный подсказал, что так он изобразил атомный взрыв. Мы остались в недоумении: атомный взрыв мы представляли как разрушенный город... Художник вспоминал, что на такую интерпретацию его подтолкнула известная фраза из пролетарской песни: «Добьёмся мы освобождения своею собственной рукой».
Как известно, крупное гипсовое панно в МИЭТе называется «Рождение разума». Над входом в библиотеку на рельефе изображён зародыш в чреве матери, который своими руками преодолевает преграды. По мере роста ребёнка преодолеваемые им препятствия также увеличиваются в размерах: мы видим эту картину, переходя к левой стене от входа в библиотеку. А напротив главного входа в МИЭТ наблюдаем работающий разум . На последней четвёртой стене – летящий в космос человек как результат воплощения высшего разума.
Об этом панно Эрнст Неизвестный также рассказал, что выделенного бюджета хватило лишь на три стены. Последнюю часть ему пришлось выполнять на свои собственные средства. Принимать проект приехала высокая комиссия Союза художников СССР. Все отметили замысел автора и высокое качество его воплощения. Но когда узнали о том, что одну четвёртую часть работы автор оплатил за свой счёт, возмущению членов комиссии не было предела: скульптор же уменьшил стоимость одного квадратного метра панно!
Наша экскурсия по мастерской Эрнста Неизвестного неожиданно быстро подошла к концу. Это было путешествие в мир большого художника, которое мы никогда не забудем».
Минрасык Брче, выпускник МИЭТа 1975 года