Детство – чудесное время, когда сон является обязанностью, подорожник лечит все болезни, а человек, через которого перешагнули, больше никогда не вырастет. Помните, как здорово было рубиться в «Денди» и «Сегу»? А ещё уворачиваться от летящего мяча в «Вышибалах», как Нео, или со всех ног убегать от ведущего в «Салках», как Форрест Гамп?
Фото: Семён Зайцев
Это были лихие 90-е, и мы развлекались, как могли!
Одни взошли на пьедестал двора как короли соток и магнаты наклеек из жвачек, другие получили репутацию «опасных» ребят из-за маниакальной одержимости анкетами и наличия старших братьев в десятом классе. Это сейчас мы выдёргиваем флешку без безопасного извлечения, а тогда самые отчаянные на районе мутузили соседей по песочнице лопаткой и устраивали «стрелки» за гаражами.
Мы и представить себе не могли, какие потрясающие развлечения будут у детей «двухтысячных», когда мы вырастем! Например, Subway Surfers – отличная игра, где спасаешь малолетнего вандала от злого дяденьки-полицейского. Всё игровое время прыгаешь по вагонам и собираешь монетки. Или Angry Birds, где стреляешь птицами из большой рогатки по свиньям. Между прочим, очень познавательно: дети учат физику, глядя на то, как рушатся стены. По крайней мере, так утверждают создатели игры. Ещё один хороший пример – отечественная игра «Весёлый фермер», там выращивали свой виртуальный огород, чтобы он был лучше, чем у друзей. Правда, стать «гуру» тыквы и кабачков можно было, только если пополнишь счёт игры купленными голосами. Отличная возможность научиться правильно расходовать свои карманные деньги с ранних лет!
А теперь давайте на секундочку задумаемся: что же будет дальше с психикой ребёнка, который в восемь лет считает своими главными достижениями разблокирование лучшего персонажа в игре, прохождение «левела» с пятью звёздочками или покупку «супер-лопаты» в воображаемый огород? Не будем забывать и про ежедневные бонусы: если игрок не возвращается в приложение каждый день, то он не профессиональный онлайн-фермер, а дилетант. «Мам, я должен покормить корову и собрать урожай, иначе молоко пропадёт, и редиска завянет» – железный аргумент, и пусть весь мир подождёт.
Такое чадо вряд ли предпочтёт общение со сверстниками любимому планшету, и уж точно не возьмёт в руки бумажную книгу. Другие дети будут только отбирать у него «игровое время», а любое классическое произведение покажется изощрённой пыткой, потому что читать – это «долго», «нудно», и вообще – слишком сложно сосредоточиться на одном и том же «скучном» занятии. На развитом воображении и творческом потенциале ходящего под стол любителя планшетов можно поставить жирный крест. Со временем такой малыш рискует превратиться в замкнутую и молчаливую тень отца Гамлета, которая активируется только в сетях, и то под маской «анонимуса».
Если через несколько лет родители всё-таки заметят, что с ребёнком что-то не так, схватятся за головы и побегут отнимать любимую игрушку, то их ждёт встреча с «малолетним наркоманом» во время ломки. Ребёнку, который привык всё свободное время посвящать борьбе с ветряными мельницами, то есть зелёными свиньями, окружающая его реальность покажется серой и унылой. Любые попытки родителей вернуть малыша к нормальной детской жизни будут встречены агрессией.
Своим мнением с нами поделилась Ирина Арапова (П-31):
«Я категорически против того, чтобы детям в возрасте пяти-семи лет дарили планшет или другой гаджет. Это не только портит зрение, но и лишает способности фантазировать. Когда моя сестра была младше (12 лет), то у неё отбирали и PSP, и геймбой, и телефон. Она совершенно не любила читать. Сестра, понятное дело, обижалась: забирали её любимые игрушки. Мы не то, чтобы боролись с её зависимостью, скорее просто уменьшали время воздействия электронных устройств. Повзрослев, она сама стала это ограничивать – к счастью, интересы изменились».
Итак, быть или не быть планшету в руках у ребёнка? Быть, но в умеренных количествах и с грамотным применением: существует множество действительно развивающих приложений. Однако нужно дозировать игры с девайсами, когда ребёнок начинает подменять ими живое общение с друзьями. Один из авторов исследования «Ребёнок и экраны» Академии наук Франции – Оливье Удэ советует придерживаться «золотой середины» при использовании современных гаджетов:
«Цифровые устройства формируют у подрастающего поколения гибкое, быстрое, дробное, автоматическое и многозадачное мышление. В то же время они не лучшим образом отражаются на способностях к синтезу, абстракции и классификации информации. Отсюда возникает риск формирования поверхностного ума. Поэтому нам нужно сохранить неторопливое, линейное, глубокое или даже глубинное мышление, которое сформировала у нас книжная культура с момента изобретения печатного станка, и по-прежнему передавать его детям. Если они смогут совместить одно с другим, то будут творить чудеса».
Алиса Пискунова