За окном было пасмурно: солнечные дни ещё не пришли в московские края. В кафе пахло капучино. Тихо. Я приехала сюда поговорить с необыкновенным и в то же время самым обыкновенным человеком. Он с командой единомышленников собирается совершить переворот в лечении рака.
Фото: Екатерина Кесарева
Передо мной Алексей Модянов – выпускник факультета ЭКТ 1997 года, генеральный директор ООО «Lex Quantum», компании-резидента биомедицинского кластера Сколково, финалиста ТОП-10 биомед-стартапов России 2014 года.
- Алексей, расскажите, пожалуйста, почему решили поступать в МИЭТ?
- Очень понравился Зеленоград (улыбается – прим. авт.)! Первый раз оказавшись в городе, понял, что хочу прожить здесь как минимум пять лет. Также я стремился поступить в такой вуз, где можно было бы изучать электронику, поскольку класса с пятого этим увлекался. По отзывам знакомых ребят решил заехать на День открытых дверей в МИЭТ, результатом стало поступление на факультет электроники и компьютерных технологий.
- Каким Вы были студентом?
- Я приехал из Новгородской области, из закрытого города, где располагается Федеральный российский ядерный центр. Поселился, как и все иногородние, в общежитии. Сначала было трудновато, а потом привык. Родители прислали маленький холодильник, с соседями мы сами себе собрали телевизор и аудиосистему. В общем, быт и порядок наладили быстро.
Учился, как и любой студент – не то чтобы всё время. С третьего курса посещал только те лекции, где интересно объясняли материал. На молодых преподавателей не очень любил ходить в то время: некоторые из них знали меньше, чем студенты, увлекающиеся электроникой. С теплотой вспоминаю лекции Юрия Васильевича Копаева по физике твёрдого тела. Он давал материал так, что было жалко пропустить даже одно занятие! На физкультуре практически при любой погоде играли в футбол на улице, зимой катались на лыжах.
Учёба плавно перетекала в свободное время: занимался программированием, пробовал «писать» свои проекты. Также в МИЭТе посещал секцию по альпинизму.
- С третьего-четвёртого курса современные студенты начинают подрабатывать, искать себя, чтобы лучше понять, чем им хотелось бы заниматься после окончания вуза. Был ли подобный этап у Вас?
- Подрабатывать я начал на первом курсе, потому что на стипендию, конечно, трудно прожить, поэтому в свободное время паял
АОНы (АОН – Автоматический Определитель Номера). Настоящая работа появилась в конце второго курса. Вместе с другом прошли стажировку в одну из лабораторий НИИ физических проблем имени Ф.В. Лукина, который расположен напротив МИЭТа. Сначала мы занимались обсчётом микромеханических устройств, потом, перейдя в другую лабораторию, попали к Владимиру Леонидовичу Кустову, под руководством которого разрабатывали полимерные дисплеи. Там я подготовил и курсовую, и дипломную работы.
- Как складывался Ваш карьерный путь далее?
- В начале нулевых у меня появилась семья, поэтому решил искать стабильный заработок, так как на прежнем месте финансирование было нестабильным. У знакомого в команде освободилось место инженера – я попал в компанию, занимающуюся разработкой ГЛОНАСС/GPS приёмников.
- Как появилась идея совместить в лечении онкологических заболеваний возможности медицины и электроники?
- Идея совместить УВЧ-нагрев, электрофорез и местную химию в лечении опухолей принадлежит профессору Николаю Яковлевичу Молоканову из Смоленской государственной медицинской академии. Суть методики заключается в доставке химиопрепарата непосредственно к месту опухоли, тогда организму практически не причиняют вреда. Обычно причиной половины всех негативных последствий при лечении рака становятся медикаменты, не способные действовать локально. Вследствие этого они накапливаются в организме и постепенно отравляют его. С новой методикой эффект от химиотерапии сильно увеличивается, а необходимость в последующей радиотерапии почти отпадает.
Рак губы Молоканов выбрал как наиболее доступный и известный вид опухоли. Несколько лет назад мой однокурсник и бывший сосед по комнате в общежитии, Максим Фомичёв, искал интересные проекты и совершенно случайно познакомился с профессором. Всё обсудив, они решили приступить к реализации идеи в России. Мне предложили присоединиться к проекту, чтобы взять на себя административную часть, а также программную инженерию. Постепенно образовалась команда единомышленников, и в 2011 году была основана компания «Lex Quantum».
- С помощью Вашего прибора излечение рака губы наступает спустя 90 дней. В будущем Вы хотите достигать такого эффекта за пять-семь сеансов. Какие усовершенствования ожидают прибор?
- Мы разработали уже вторую версию прибора Quantum Cure. Пять лет назад – именно столько нужно, чтобы был виден результат исследований – с помощью профессора Молоканова начали проводить клинические испытания. Из 100 наблюдаемых пациентов рецидив случился только у двух –очень неплохой результат, показывающий, что наша методика работает.
Теперь нужно проводить дальнейшие исследования, экспериментировать с концентрацией вводимого химиопрепарата. Вероятно, «поиграв» длительностью одного сеанса или параметрами препарата, мы добьёмся баланса качества/скорости. Возможности прибора будут также расширяться: планируем добавить электропорацию и активацию химиопрепарата лазером.
План-максимум: расширить методику до инвазивной, то есть распространить технологию на лечение внутренних опухолей. Далее потребуется проводить клинические испытания, что очень недёшево, поэтому сейчас мы ищем дополнительное финансирование.
- Многих ребят интересует вопрос: что нужно, чтобы открыть своё дело? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями на этот счёт.
- Нужна решимость. Не думайте, что открыть дело – сложная задача. Самое главное – понять, что вы будете делать, на чём будете зарабатывать деньги. Как говорится, самое сложное – это не «придумать идею», а выгодно её продать.
- Двое Ваших коллег отправились в США и вышли на контакт с медицинским институтом Хёрши. Расскажите, пожалуйста, об этом сотрудничестве.
- Да, наши ребята заинтересовали коллег из центра Хёрши. Вейс Хаймер, профессор биохимии Пенсильванского университета одобрил идею и консультировал нас касательно улучшения методики. Как только мы найдём инвесторов, он со своей командой также приступит к клиническим испытаниям прибора.
- Алексей, как Вы считаете, насколько технология компании будет востребована?
- Думаю, она вызовет значительный интерес как в России, так и за рубежом, потому что наша технология пока не имеет аналогов в мире. Благодаря прибору удаётся снизить дозу радиотерапии до 50%. В течение ближайших пяти лет мы планируем выйти на мировой медицинский рынок оборудования для лечения рака губы.
Также в планах выход на рынок ветеринарии, который, как оказалось, очень заинтересован в приборе. Сейчас мы отдали ветеринарам материал на изучение. Если всё получится, технология будет запущена в производство, животные получат лечение, мы – дополнительную клиническую базу и источник финансирования.
- Алексей, чем занимаетесь в свободное от работы время?
- Свободного времени немного. Работать приходится не только по будням, но и вечерами, и в выходные. Если выдаётся свободная минута, стараюсь проводить её с женой и дочкой.
- Каждый из нас в детстве мечтал стать космонавтом или изобрести лекарство от рака. Вы воплощаете мечту многих ребят! Какие предметы нужно тщательнее изучать в университете, чтобы в будущем заниматься таким серьёзным делом?
- Отвечу так. Мне в студенческие годы повезло, дали совет «Институт – это такое время, когда пора определиться, чем ты будешь зарабатывать на жизнь». Полностью с ним согласен. Одно время я хотел стать фотографом, у меня это неплохо получалось, всем нравилось. Однако через пару лет понял, что всю жизнь заниматься фотографией я не готов. Поэтому желаю всем ребятам понять, чем им интересно заниматься и стать профессионалами в своём деле.
Блиц-опрос:
Если книга, то фантастика, например, авторства Роджера Желязны.
Если фильм, то «Схватка» с Аль Пачино и Робертом Де Ниро в главных ролях.
Если время года, то лето.
Если блюдо, то борщ.
Если вид спорта, то единоборства.
Более подробную информацию о команде Lex Quantum и их разработке вы можете узнать здесь: www.lex-quantum.ru и www.zelenograd.ru/news/12372
В светлое будущее заглянула
Екатерина Кесарева