Интернет пестрит невероятным количеством шуток про гуманитариев. Больше всего выпадает на долю юристов и менеджеров. Сейчас менеджерами называют людей из самых разных областей, от технической поддержки до уборщиц (в некоторых ресторанах это менеджеры по залу или «клининг-менеджеры» – прим. ред.). Что же представляет собой эта профессия, и почему она столь популярна?
Иллюстрация: Арслан Наранов
Ожидание:
Наталья Лезинова (ЭУ-21)
- Как проходит обычный рабочий день менеджера?
- По моему мнению, обычный день менеджера начинается с постановки задач подчинённым ему сотрудникам. В течение дня он контролирует выполнение плана и составляет отчёты для руководства.
Артём Свинченко (МП-11)
- Что самое главное в управлении людьми?
- Если честно, я никогда не задумывался об этом. Люди слушаются сильных, тянутся к ним, а, как правило, таковым является тот, кто помогает другим поверить в свои силы. Как по мне, нужно просто следовать за своей мечтой и быть честным на этом пути. Тогда и управлять подчинёнными не придётся: доверяя тебе, они сами всё сделают.
Ирина Арапова (П-31)
- Что обязан уметь менеджер?
- На мой взгляд, менеджер должен, в первую очередь, быть грамотным специалистом, уметь налаживать контакты с людьми и видеть ситуацию наперёд. Он должен уметь брать на себя ответственность, быть уверенным в своих действиях и чётко выполнять поставленную работу. Хотя последнее касается всех хороших специалистов.
Реальность:
Александр Малаев – уроженец Зеленограда, выпускник кафедры экономики и менеджмента 2005 года и руководитель отдела технической поддержки в ООО «Лоджик Телеком».
- Почему ты решил посвятить себя профессии менеджера?
- Путь к этой работе был долгим и витиеватым. Нежелание «рынка» брать финансового менеджера без опыта работы обнаружилось сразу после получения диплома. Сейчас это уже очевидно, но тогда стало большим потрясением. Поскольку был необходим опыт, то я пошёл в продажи.
Довольно быстро выяснилось, что в торговле я далеко не мастер и гораздо лучше выполняю задачи по согласованию внутренней работы отделов и взаимодействию производства, склада и доставки. Постепенно я превратился в менеджера по работе с корпоративными клиентами.
Затем я сменил место работы. Начинал вновь с должности менеджера по продажам. Клиентов в тот момент было очень много. Отдел продаж – большой. Программистов – тоже приличное количество. Только простой технической поддержки не было. Поэтому я выступил с инициативой по созданию такого отдела, заодно его и возглавив. И вот с 2011 года я тружусь в качестве руководителя отдела технической поддержки, и поверьте – клиенты нам с ребятами не дают скучать ни минуты!
- Что ты изначально ожидал от работы?
- Основной задачей был набор опыта. Это может прозвучать кощунственно и жестоко, но на практике пригодилось совсем немного знаний, полученных в университете.
- Какие из твоих ожиданий оправдались, а какие – нет?
- Скажем так: я убедился, что устроиться на перекладывание бумажек и просиживание штанов за небольшую зарплату можно всегда. Если же хочется хорошо зарабатывать и заниматься чем-то интересным, то нужно вкладывать много «себя», попутно чему-то обучаясь и совершенствуясь.
- Что оказалось самым сложным?
- Позволять быть окружающим несовершенными и уметь мириться с этим. Цель нашей работы – помогать людям. Иногда помочь – это просто выслушать и посочувствовать. Кроме того, мы каждый день сталкиваемся с несправедливыми обвинениями и необоснованными упрёками в свой адрес. Далеко не всегда возможно вычислить настоящего виновника неприятностей и переложить ответственность на него. Рабочий процесс устроен так, что мы являемся посредниками и принимаем поток негатива на себя. Это действительно тяжело.
- Не надоедают люди?
- Чрезвычайно!
- Каким образом получается сохранять ангельское терпение и бороться со стрессом?
- Пока и не получается. Каждый день – новое испытание. Просто с годами становишься ещё чуточку менее восприимчивым, капельку флегматичнее и уравновешеннее.
- Как проходит твой типичный день на работе?
- С момента включения компьютера и запуска привычного набора приложений возникает и ширится торнадо. Оно засасывает тебя, остервенело кружит и треплет.
Ты никогда не знаешь, что сегодня случится. Каждый день – это проявление «Великого Рандомайза». К примеру, сегодня ты можешь запросто столкнуться с проблемой, которая зародилась полгода назад, но всё это время тщательно маскировалась.
В общем, несложно догадаться, как подобное отражается на состоянии организма по окончании трудового дня, который, кроме всего прочего, ещё и ненормированный.
- Часто приходится сидеть до поздней ночи?
- Нет, такое бывает редко. Однако практически каждый день на час-два задерживаюсь.
- Что самое главное в управлении людьми?
- Пожалуй, самое главное – это человечность. В МИЭТе у нас был целый курс «Управление персоналом», длился два семестра, и у меня были только хорошие оценки. Так вот, возможно, в крупном бизнесе эти знания применимы, но в российском малом бизнесе не работают. На 80% всё зависит от межличностных отношений, от харизмы руководителя и все вопросы решаются так сказать по-простому. Очень часто это похоже на отношения между людьми в большой семье.
- Что бы ты посоветовал человеку, который решил стать менеджером?
- Здесь мы говорим только о менеджерах по продажам. Выбирайте данную работу только если вам действительно интересно взаимодействовать с людьми. Не стоит пополнять армию менеджеров, которые заняли эту должность просто потому, что нужно было хоть куда-то устроиться. Подобные «псевдоменеджеры» зачастую безынициативны, безразличны к клиенту и его потребностям, и как следствие – недовольны уровнем заработной платы и своей повседневной деятельностью в целом. Из-за этого в обществе сложился негативный стереотип о данной профессии.
- Как часто приходится думать о решении рабочих проблем в свободное время?
- Подобные размышления проходят в режиме 24 на 7. Впрочем, многое зависит ещё от характера и от образа жизни. Есть множество людей, которые «оставляют работу за порогом дома». То есть, буквально собираясь утром, они берут работу с собой, а вечером аккуратно ставят рядом с дверью до наступления утра.
- Ощущаешь себя супергероем, когда решаешь поставленную задачу?
- Разумеется, в результате успешного решения сложных задач возникают воодушевление и гордость. Однако в этом присутствует некая доля самолюбования, перерастающего в высокомерие и надменность, а также презрения к окружающим, которые не способны разобраться в сложных ситуациях. Я был очень удивлен, когда стал обнаруживать подобные проявления и в себе, ведь всегда был дружелюбным и терпимым человеком. Приходится работать над собой ещё и по этому направлению.
- Что больше всего нравится и не нравится в твоей работе?
- День выдачи зарплаты (улыбается). А если серьёзно, то нравится ощущать собственную полезность и по-настоящему помогать людям. Наша работа на 99% электронная, а клиент подчас находится на другом конце страны, но когда ему удаётся помочь, то эффект получаешь прямо здесь и сейчас. Не нравится постоянная спешка, ужасная суета, а также необходимость действовать в условиях дефицита информации. Нередко бывают случаи, когда не удаётся понять, в чём причина проблемы, а тем более устранить её, приходится искать способ в обход. Иногда получается, и в этом есть кое-что волшебное.
- Что бы ты хотел поменять в данной профессии?
- С годами получаешь всё больше опыта и начинаешь понимать, что плоха или хороша не столько сама профессия, сколько конкретные люди, которые выполняют работу.
Мария Гладкова