Своим абитуриентам мы говорим, что выбор университета, обучение в нём – это только исходная точка их образовательного пути, мы говорим: «МИЭТ – это только начало». В этом году нашему университету исполняется 50 лет. Для вуза МИЭТ очень молод, но за эти годы он уже стал лидером в области микроэлектроники, сумел подняться на высшие ступени рейтингов среди технических вузов России и получил статус национального исследовательского университета.МИЭТ готовил и готовит лучших специалистов в своей области.
В год юбилея мы посвящаем нашему университету цикл материалов, который из выпуска в выпуск будет рассказывать о самых интересных людях и событиях из жизни вуза.
Дорогой МИЭТ, 50 лет – это только начало твоего пути, всё лучшее – ещё впереди.
Иллюстрация: Валерия Панькова. Картинка кликабельна
Инфографика: Георгий Большаков. Картинка кликабельна
А. Г. Фокин, профессор кафедры КФН, первый выпускник аспирантуры МИЭТа
В 1966 году я перевёлся в аспирантуру МИЭТа. Мой руководитель профессор Т.Д. Шермергор получил приглашение на работу в МИЭТе и предложил мне поехать с ним. До моего появления вуз успел проработать всего несколько месяцев. Тогда занятия проходили в школьных зданиях недалеко от «Микрона».
Мой преподавательский стаж в МИЭТе отсчитывается от 1968 года, когда я после защиты диссертации получил полноправное основание для работы. Сначала я трудился на кафедре общей физики, с 1975 – на кафедре теоретической и экспериментальной физики, а после её распада в 1996 году на БМС и КФН – на кафедре квантовой физики и наноэлектроники.
С годами знания студентов и абитуриентов по моему предмету, к сожалению, становятся слабее. Для сравнения: у меня учился ныне профессор кафедры общей физики И.Н. Горбатый. Надо отметить, что тогда и факультет назывался по-другому – физико-технический, программы были серьёзнее и сложнее. Сейчас курсы, которые я преподаю, адаптируются под современные реалии. С другой стороны, новое поколение владеет навыками, какими не владели студенты в ту пору. Тем не менее, я считаю, что нужно искать другие способы повышения качества знаний молодёжи.
Процесс обучения по моему курсу за эти годы изменился несильно. Другие предметы, возможно, претерпели бóльшие изменения. Образование становится всё более доступным: у меня сейчас на столе лежат конспекты лекций в печатном виде – студенты могут получить доступ к ним в интернете и работать практически автономно.
МИЭТ – достаточно стабильная система. Его ректоры – Л.Н. Преснухин, В.Д. Вернер, Ю.А. Чаплыгин – все придерживались единой концепции развития вуза. Единственное, что изменилось, – финансирование государством. До 90-х годов оно было значительно лучше. Можно сказать, что до «новой эры» было хорошо. Это отпугивает выпускников, и даже после защиты диссертации на кафедре КФН они иногда устраиваются на работу по другим направлениям. Тем не менее, на нашей кафедре достаточно много молодых специалистов.
Алексей Смагин
Нина Чернега