Бешеный темп студенческой жизни требует скорой реакции на бытовые, межличностные и учебные проблемы. Можно ли научиться соображать быстрее? Да, если не ограничивать себя традиционными представлениями о рождении в голове идей и решений.
Давайте разберёмся, что представляет собой поиск ответа на вопрос. Этот процесс можно условно разбить на три этапа:
I-й этап. Сначала, в попытке получить решение, вы составляете логическую цепочку рассуждений. Предположим, вам необходимо посчитать сумму ряда обратных квадратов всех натуральных чисел. Первым делом вы пробуете применить все формулы нахождения суммы ряда.
II-й этап. Вы заходите в тупик. С очевидностью проявляется невозможность получения результата посредством логического вывода или с помощью ранее известных приёмов. После этого вы начинаете судорожно биться головой об стену.
III-й этап. Озарение. После n-го удара до вас доходит, что надо всего лишь разложить функцию синуса в ряд Тейлора, разделить результат на икс, представить всё в виде произведения корней и приравнять полученный коэффициент при x^2 к соответствующему коэффициенту в ряде Тейлора. И вот он ответ – (π^2)/6, а вы – Леонард Эйлер!
Действительно, нахождение правильного пути решения зависит не только от логики. Ответ приходит сам, когда вы уже разуверились его найти, причём он кажется единственно правильным и простым. Здесь можно провести аналогию с квантовой механикой: электрон, получивший достаточно энергии, перескакивает с одного энергетического уровня на другой, но саму траекторию его пути обнаружить не удаётся. Электрон будто телепортируется – моменты начала и конца пути совпадают. Это явление называется квантовым пробелом, и такие же пробелы происходят всякий раз, когда человек внезапно до чего-то догадывается. Вот он не знал и в то же мгновение получил ответ, логический путь до которого стёрт из времени. «Для меня не остаётся сомнений, что наше мышление происходит, в основном минуя слова, и к тому же бессознательно», – говорил Альберт Эйнштейн.
Получается, что нужно тренировать не только логику, но и способность получать озарения. Вот некоторые советы.
1. Не стоит заполнять голову излишними обязательствами и обещаниями самому себе. Правила «хорошего тона», чувство долга, поддержание статуса успешного человека – всё это закрепощает наш потенциал, не даёт ему раскрыться. Ресурсы мозга оказываются занятыми несуществующими мыслями и проблемами. По этой же причине очень вредно сдерживать свои негативные эмоции: они отравляют подсознание, мешают его работе.
2. Чрезмерное количество противоречивых мыслей в голове, путаность и отсутствие нацеленности на что-то конкретное мешают человеку сосредоточиться на решении задачи, то есть направить подсознание в нужное русло. Это не даёт смотреть на мир с разных точек зрения, искать новые пути решения задач. Совет также поможет улучшить работу, направленную на построение логических цепочек.
3. Увеличение скорости производительности мозга зависит от своеобразной тренировки озарений. Чем больше задач удастся решить, тем быстрее и своевременнее к вам будут приходить эти озарения. Это аналогия с обычной практикой, например, игры на гитаре. Чем больше вы играете, тем лучше и точнее у вас получается переставлять аккорды. Именно поэтому учиться и выполнять домашние задания так необходимо.
4. Будьте спокойны и в меру расслаблены. За приход озарений отвечает правое полушарие, которое не терпит чрезмерного напряжения.
5. Дайте мозгу отдохнуть. Когда силы уже на исходе, излишняя мыслительная активность убивает возможность нахождения решения поставленных задач и достижения нужных целей.
6. Не забывайте про правильный сон и здоровое питание. Традиционные методы поддержания работоспособности мозга ещё никто не отменял.
Интеллект – очень сложная система, которая требует работы как логики, так и интуиции. Забывая про одну из сторон, мы не сможем развить уникальные способности нашего мозга.
Евгения Степанская,
Роман Якупов