Мы живём в мире иллюзий и стереотипов. Девушки не умеют водить, мальчики не должны плакать, бабушки спрашивают, что ты ел сегодня, а мамы напоминают про шапку. И профессию мы выбираем часто так же – ориентируясь на стереотипы. Врач лечит всех, программист может починить утюг, а переводчик способен перевести с ходу как будет «карликовая игрунка» (это млекопитающее, прим. ред.) на французском. Но всё не так просто. Самыми загадочными остаются творческие профессии. Какие ассоциации возникают у вас с работой иллюстратора?
Ожидание:
Сергей Никитченко, выпускник кафедры ВТ
- Как проходит обычный рабочий день иллюстратора?
- Быть иллюстратором – это вставать в семь утра, садиться в электричку до Москвы, запускать свой iMac, открывать Redmine, плакать над выделенным временем на задачи, а потом рисовать их в Adobe Illustrator или CorelDRAW.
Олеся Фисюк (ЭУ-11)
- Что обязан уметь иллюстратор?
- Рисовать, укладываться в сроки, делать задачи качественно и, конечно же, обладать фантазией. Самое главное – любить свою профессию!
Валерий Акафьев (ИТС-23)
- Сколько времени в среднем уходит на заказ у иллюстратора?
- От одного до трёх часов, если заказ не очень большой. Хотя на самом деле, любую работу можно делать вечно.
Елизавета Игитян (МП-49)
- Иллюстратор – творец или ремесленник?
- Я считаю, что иллюстратор является и творцом, и ремесленником одновременно. Всё зависит от конкретной ситуации и от его собственного желания играть ту или иную роль в ней. Иллюстратор – профессия вольная и многогранная, но в то же время обязывает следовать рамкам, стандартам, если вы, например, работаете в газете. Но выбор всегда есть.
Реальность:
Марина Никифорова – уроженка Зеленограда, выпускница МИЭТа 2013 года по направлению «Дизайн» и иллюстратор со стажем. Она согласилась развеять основные заблуждения относительно своей работы.
- Почему ты выбрала именно эту профессию?
- К ней я шла постепенно. С самого детства была творческим ребёнком, любила рисовать, лепить, клеить, шить. В начальных классах хотела стать дизайнером одежды. У меня были толстые тетради, которые я изрисовывала девушками в модных нарядах. Позже я решила стать промышленным дизайнером. Это произошло уже в старших классах, когда интересы немного поменялись. Поступив в МИЭТ, спустя год обучения, поняла, что мне близок именно графический дизайн. На третьем курсе устроилась в дизайн-бюро на соответствующую должность и, с течением времени, выполняя совершенно разные заказы, осознала, что ближе всего мне именно иллюстрация. К счастью, на работе мне помогали развиваться в этом направлении.
- Часто ли ты рисуешь для себя?
- Для себя, для души стараюсь рисовать каждый день. Не всегда есть время, но даже в перерывах между заказами стараюсь порисовать что-то своём в блокноте, который, кстати, всегда со мной, как и набор линеров-карандашей с маленькой коробочкой акварели.
- Как проходит твой самый обычный рабочий день?
- Обычно у меня есть несколько разных заказов, которые я выполняю в течение дня. Я бы сказала, что очень редко бывают моменты, когда приходится работать только над одним проектом. И всё нужно выполнять одновременно. Нередко заказчики присылают срочные правки, в таком случае приходится отвлекаться от текущей задачи и возвращаться к предыдущей. Часто бывает, что выполняю всё раньше срока и тогда занимаюсь своими делами или фрилансом.
Рисунок Марины Никифоровой
- Насколько сложно придумать изначальную концепцию рисунка?
- Если это заказ, то, уже читая техническое задание, представляю в голове некую концепцию. Пока рисую эскиз, появляются новые идеи. Если говорить об иллюстрациях для себя, идея может возникнуть неожиданно. Тогда я либо сразу сажусь рисовать, либо зарисовываю набросок, либо просто записываю идею.
- Сколько времени в среднем уходит на заказ? Например, на иллюстрацию к рассказу?
- Всё зависит от степени сложности и прорисовки, от стиля иллюстрации, от опыта иллюстратора. На одну работу можно потратить от пары часов до нескольких дней.
- Иллюстратор – творец или ремесленник?
- Творческий ремесленник (улыбается). Мне кажется, профессия иллюстратора включает в себя оба понятия. Если опираться на мой опыт работы, всё зависит от заказчика. Иногда тебе дают задание, и ты сам всё продумываешь, рисуешь так, как чувствуешь, и заказчик не вмешивается в процесс и остаётся доволен в итоге. Бывает, что приходится следовать чётким указаниям, и «от себя» остаётся только техническая отрисовка заказа.
- Каким образом можно защитить свои работы от копирования?
- Защитить сложно, копировали и будут копировать всегда. Чтобы уберечься от копирования в коммерческих целях, можно ставить копирайт, подписывать работу своим именем или ставить водяной знак. Лучше хранить эскизы, зарисовки и файлы-исходники, если это электронная иллюстрация. А вот идею может украсть и скопировать любой, и тут уже ничего не докажешь.
Но копирование чужих работ – это не всегда плохо. Это очень эффективный способ обучения и развития. Во всех художественных вузах учат копировать и повторять работы великих мастеров.
- Что обязан уметь иллюстратор?
- В первую очередь он должен уметь рисовать, хотя бы на уровне эскизов и контуров. Он должен иметь базовые художественные знания, понимать, что такое композиция, перспектива, взаимоотношение света и тени, сочетания цветов и так далее.
- Что для тебя самое сложное в процессе создания проекта?
- Пожалуй, придумать идею, концепцию и попытаться сделать набросок. А дальше уже начинается моя любимая часть – отрисовка.
- Какой совет ты бы хотела дать начинающему иллюстратору?
- Для начала, найти свой стиль в иллюстрации и «набить» на нём руку, оттачивать его. Обязательно много рисовать. Рисуйте всё, что видите: именно зарисовки с натуры помогают понять строение предметов, развить воображение. Не сидите на месте, всегда развивайтесь, пробуйте новые техники и материалы. Ходите на выставки, открывайте для себя новых иллюстраторов, смотрите на их работы, вдохновляйтесь.
Мария Гладкова