Современные технологии глубоко вошли в нашу жизнь. Чтобы послушать любимую музыку, не нужно идти в магазин за компакт-диском. Музыканты потеряли основной источник дохода, даже мужик, у которого я когда-то брал пиратские записи на рынке, теперь торгует шерстяными носками. Но сейчас речь пойдёт не о нём. Представим, вы записали альбом, выпустили тираж дисков, а их никто не покупает. Возникает вопрос – откуда взять деньги на дальнейшее продвижение своих творений? Ответ – организовать сбор средств с поклонников ещё до записи.
Подобный вид сбора средств называется «краудфандинг» (от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование»). Автор должен разместить на специальном сайте информацию о проекте, его целях и необходимой сумме для реализации. Сделать свой вклад в развитие новой идеи может каждый, пожертвовав любые деньги. При достаточном количестве вкладчиков проект собирает необходимый бюджет.
Всё началось в 1997 году, когда поклонники британской рок-группы Marillion без участия самих музыкантов организовали в интернете кампанию по сбору средств для организации концертов по всей территории США. Позже таким же образом нашлись средства для записи и продвижения альбомов этой группы. Сейчас многие музыканты получают финансирование своей деятельности благодаря краудфандингу. В пример можно привести пластинку группы БИ-2, которая была выпущена на деньги слушателей.
Чаще всего данный способ сбора средств используют молодые предприниматели для финансирования стартап-компаний. Участники краудфандингового проекта, сделавшие взносы, в итоге получают вознаграждение. Это может быть музыкальная пластинка, записанная на собранные средства, какие-либо сувениры или даже электронное устройство, созданное в результате сбора средств.
Порой таким образом воплощение получают самые неординарные проекты. Молодой американский художник Лоренцо Маджоре придумал средство борьбы с мухами в виде бластера, стреляющего солью. В презентационном ролике он в военной форме отважно уничтожает насекомых с помощью своего оружия. Ролик получился очень оригинальным и привлёк большое количество заинтересованных людей. На разработку требовалось 15 тысяч долларов, но в итоге была собрана сумма, превышающая изначальную в 40 раз.
С такой же безумной идеей выступил американец Зак Браун, который собрал более 50 тысяч долларов на картофельный салат. Изначально Зак сомневался, что наберёт больше десяти, но благодаря своей неординарности, он смог собрать сумму, в 6000 раз больше предполагаемой. Деньги на салат с картошкой были собраны со всего мира. Особенно щедрые вкладчики смогли попасть на мероприятие, которое включало совместное приготовление салата, его употребление, автограф, а также фотографию на память. А когда сумма стала довольно внушительной, Зак пообещал организовать всемирную вечеринку в честь салата.
Сбор средств происходит на специальных сайтах, таких как indiegogo.com или kickstarter.com. Главное, чтобы у вас было достаточное количество единомышленников, и тогда проект сможет набрать необходимую сумму. Дерзайте! Может, именно ваш новый способ приготовления пельменей или борьбы с тараканами в общежитии обретёт успех.
Дмитрий Тур