Визит Д. Медведева в МИЭТ, нестабильная политическая ситуация, сокращения, строительство нового общежития, вопросы поддержки спортивных студенческих объединений – эти и другие темы стали предметом ежегодного итогового
интервью с ректором нашего университета – Ю.А. Чаплыгиным.
Фотограф: Валентина Буркова
- Юрий Александрович, традиционно первый вопрос посвятим итогам уходящего года. Какие события Вы хотели бы отметить как самые значимые для МИЭТа?
- В феврале наш университет прошёл международную общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, на которую мы подали заявку с целью понять, какую позицию мы занимаем в глазах международных экспертов. МИЭТ получил достаточно высокие оценки, в частности, за учебную и научную деятельность. Однако были указаны и наши не очень сильные стороны, например, недостаточное развитие международного сотрудничества.
20 мая наш вуз посетил председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, это особое событие для университета, так как первые лица страны не так часто бывают в вузах. Стоит отметить, что это второй визит за всю историю МИЭТа председателя Правительства после приезда Алексея Николаевича Косыгина 30 декабря 1971 года. Владимир Владимирович Путин, наш президент, посещал МИЭТ дважды.
Продолжая разговор о положении МИЭТа среди вузов мира, можно отметить, что мы подали документы в международное рейтинговое агентство QuacquarelliSymonds и по результатам аудита получили условные «три звезды» по пятибалльной системе. Среди всех ведущих российских вузов, принявших участие в аудите (НИУ ВШЭ, МГИМО, НИУ «Нижегородский государственный университет» и другие), никто не получил выше трёх звёзд: это достойная оценка, которой мы можем гордиться.
- В этом году заканчивается срок финансирования программы развития Национального исследовательского университета, благодаря которому МИЭТ получал значительные дополнительные средства. Как это отразится на вузе и студентах и какие итоги можно подвести по результатам реализации программы?
- Почти пять лет назад мы получили статус Национального исследовательского университета, а вместе с ним – 1,8 миллиарда рублей дополнительных средств. Примерно 70% из них было потрачено на закупку оборудования и вычислительной техники, программного обеспечения, а также на повышение квалификации сотрудников. Значительные затраты пошли на разработку учебно-методических материалов. Наш вуз стал очень динамично развиваться. К сожалению, финансирование по программе НИУ заканчивается. Тем не менее, была создана достойная база, которую необходимо эффективно использовать, в первую очередь, в своей научной деятельности.
На студентах же прекращение дополнительного финансирования практически никак не скажется: эти средства не были предназначены ни для их прямого обеспечения, ни для выплаты зарплаты преподавателям и сотрудникам.
- Как повлияла современная политическая ситуация на процесс переговоров с иностранными вузами и компаниями?
- Пока никак не повлияла, так как иностранные вузы и компании менее политизированы, чем правительства зарубежных стран. У МИЭТа заключены договоры и контракты с рядом зарубежных компаний – мировыми лидерами в сфере электроники и информационных технологий. Благодаря этому в настоящее время студенты нашего вуза имеют возможность получать на родине те знания, за которыми другие обычно стремятся за рубеж.
- Многих студентов интересует вопрос о сотрудничестве с университетом Глиндор (Великобритания). В прошлые годы, благодаря реализации программы НИУ, студенты получили возможность пройти летний курс, в основном, за счёт финансовой поддержки вуза. Правда ли, что в следующем году участие в программе будет возможно только за свои средства?
- Это действительно так. Одна из статей программы развития Национального исследовательского университета позволяла расходовать средства на обучение студентов за рубежом, что мы и делали.
- Иногда встречается несоответствие учебных программ по нескольким дисциплинам. Например, при изучении теоретической механики необходимы знания математического анализа, которые ещё не изучались. При этом студенты испытывают трудности при изучении предмета. Как это можно исправить?
- К сожалению, невозможно сделать так, чтобы предметы во всех случаях плавно перетекали в другие. Преподаватели, деканы и учебно-методические комиссии стараются сделать так, чтобы накладок было как можно меньше, но гарантировать их полное отсутствие нельзя. Нужно добирать знания самообразованием, на которое будет делаться акцент при сокращении часов, это мировая практика.
- От некоторых преподавателей студенты часто слышат, что на старших курсах многим из них предстоит пройти тестирование из Министерства. Правда ли это? Что оно из себя представляет?
- Скорее всего, подобное тестирование действительно введут, но пока мы не можем говорить ни о том, в каком виде оно будет, ни о том, когда оно вступит в действие.
После девятого класса школьники сдают ОГЭ, после 11-го – ЕГЭ, не удивительно, что подобную систему единой аттестации хотят перенести и на вузы. Это длительная и сложная процедура, так как нужно проработать материалы тестов для каждого направления.
Я считаю, что такой подход позволит объективно оценить знания выпускников МИЭТа, скажем, в области электроники, по сравнению с ребятами, закончившими другие вузы по этому же направлению и получившими дипломы с теми же специальностями или научными степенями в тех же областях науки и техники.
- Во многих государственных учреждениях Москвы начались массовые сокращения: государство уменьшает их бюджет. Отразилась ли такая политика на МИЭТе?
- В МИЭТе есть своя «дорожная карта», утверждённая Правительством, по которой в течение пяти лет число студентов на одного преподавателя должно вырасти с 10 до 12. При этом никто не говорит о меньшем бюджете, что означает повышение зарплаты преподавателей. В то же время происходит сокращение штата, а нагрузка на одного преподавателя увеличивается, что является одной из причин сокращения учебных часов.
- Одной из радостных новостей этого учебного года стало то, что на вручении первокурсникам студенческих билетов сенатор З.Ф. Драгункина объявила о согласовании возможности строительства нового корпуса общежития. Расскажите, на какой стадии сейчас находится проект?
- Я очень благодарен Зинаиде Фёдоровне за то, что она вместе с Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым активно поддержали наше предложение.
Что касается проектирования, которое находится в активной стадии, то окончательный вариант комплекса общежития ещё не утверждён. 20 лет назад мы создали проект на 26 тысяч квадратных метров, сейчас же обещанное финансирование позволяет построить лишь 10 тысяч – два-три здания улучшенной планировки примерно на 500 человек. Скорее всего, это будут невысокие здания, так как строить высокоэтажки дороже, однако, конечно, не хотелось бы таким образом полностью занять отведённую нам площадь. Последняя из версий проекта сохраняет возможность строительства высотного корпуса в будущем. В ближайшее время мы закончим проектирование и вступим в стадию экспертизы. На 31 марта 2015 года запланировано окончание подготовительного периода, первые средства должны быть выделены уже в новом году, тогда же начнётся строительство. В течение 2016 года должно будет прийти основное финансирование, и к его концу комплекс зданий должен быть построен.
- В общежитии МИЭТа функционирует медицинский пункт. Однако, если требуется получить направление к узкопрофильному специалисту, нужно обращаться в поликлинику. Можно ли упростить процедуру и договориться о том, чтобы врач в общежитии мог выписывать необходимые направления?
- К сожалению, нет. Сейчас в студгородке медсёстры и врачи являются сотрудниками МИЭТа и работают по нашей лицензии, так как общежитие лишили медицинского персонала, приписанного к поликлинике. Честно говоря, положительных тенденций в области здравоохранения в целом, и у нас, в частности, я не вижу. Более того, в настоящий момент мы занимаемся вопросами реорганизации системы внутри вуза, так как финансирование на содержание медицинских сотрудников не поступает. Конечно, медпункт и медсестра в спорткомплексе останутся, и первая помощь будет оказана вовремя, но будущее путёвок в санаторий-профилакторий пока не определено. В любом случае, продавать их, допустим, за тысячу рублей, в то время, как они стоят 12, мы уже не сможем.
- Сейчас налицо спортивные достижения нашего университета: женская сборная по волейболу, ХК «Электроник», сборные по плаванию, баскетболу и футболу занимают призовые места не только по ЗелАО, но и по Москве и даже по России! Планируются ли какие-то особые программы развития спорта в МИЭТе?
- Успехи, действительно, есть. Нужно чаще встречаться со спортсменами: я готов к обсуждению и сотрудничеству. В прошлом году, например, после финала МСХЛ, где «Электроник» уступил РЭУ, я хотел встретиться с игроками, но мне сказали, что они уже разъехались по домам на праздники. В отдельных случаях мы готовы использовать те ресурсы, которые есть у университета, чтобы помочь нашим спортсменам. Например, существуют стипендии за спортивные успехи, которые составляют не самую маленькую сумму, но, ввиду большой занятости на тренировках, ребята не закрывают сессию на «хорошо» и «отлично» и не могут претендовать на неё.
- Юрий Александрович, зачастую речь идёт не об обеспечении ребят стипендиями, а об общекомандной финансовой поддержке, так как её отсутствие влечёт нехватку игроков в составе и другие трудности.
- В начале каждого года происходит утверждение сметы вуза. Сейчас мы участвуем в очередном конкурсе программ развития студенческих объединений. В случае победы в нём, МИЭТ получит средства на развитие спорта и ремонт открытых спортивных сооружений на стадионе.
Мы находимся в ситуации, напоминающей басню Крылова про Тришкин кафтан: бюджет один, и нам его надо распределить так, чтобы и зарплату выплатить, и ремонт сделать, и не оставить без поддержки другие стороны общественной и культурной жизни, и чтобы при этом кому-то хуже не сделать. Зачастую приходится отказываться от одного в пользу другого.
- Добавляя к теме спорта: на физкультуре бывает две группы по футболу, одна из которых вынуждена заниматься на поле с резиновым покрытием, которое с годами испортилось: играть на таком тяжело и опасно. Можно ли рассчитывать на его восстановление?
- При возможности будем восстанавливать или переделывать. Например, финансирование по программе НИУ имело и другую сторону: когда мы закупили хорошее оборудование, его нужно было поставить в отремонтированные помещения, а зачастую требовалось ещё и создать новую дорогую инфраструктуру, которую в дальнейшем нужно поддерживать за счёт собственного бюджета. Студентам видна только небольшую часть, а на самом деле существует ещё масса внутренних проблем.
- Юрий Александрович, в следующем году МИЭТ отпразднует 50-летний юбилей, какие мероприятия ознаменуют такую значительную дату?
- Конечно, нужно достойно отметить юбилей: культурно-массовыми и спортивными мероприятиями, научными конференциями. Определённую подготовку мы ведём уже сейчас: готовим две книги о МИЭТе, одну – к 50-летию, другую – сборник научных трудов. Также мне очень хотелось бы, чтобы к этому времени активно заработала Ассоциация выпускников, так как другая такая значимая дата будет не скоро.
Желаю всем миэтовцам в наступающем юбилейном году крепкого здоровья и успехов!
Беседовал коллектив редакции