Думаете, что в современном мире отношение к человеку определяют его поступки? Как бы не так! Даже в наш век всеобщей просвещённости и вопреки лекциям о толерантности, читаемым во всех школах, многие из нас заведомо с недоверием относятся к людям другой национальности. Просто потому, что они не такие, как мы.
Фотограф: Дмитрий Тур
Спорить нечего, не все гости, приезжающие из других стран и регионов ведут себя так, как полагается порядочному гражданину. Неспроста сложился стереотип, например, о нескромно ведущих себя лицах неславянской внешности, пристающих к русским девушкам и устраивающих драки и перестрелки. Однако любители «пошуметь» на такие темы часто забывают, что подобные новости – лишь капля в море непристойного и преступного поведения в обществе. При этом избиение двумя иностранцами русского – тяжкий грех, а избиение двумя русскими иностранца – героический подвиг.
Порою враждебность переходит все границы. Начинается всё с малого: человека отказываются обслуживать в магазинах, не пускают в некоторые заведения. Повышенное внимание к людям иных национальностей оказывает полиция. И хорошо, если полиция! Один из студентов факультета МПиТК, пожелавший остаться неизвестным по понятным причинам, рассказывает следующее:
«Однажды в феврале мы с братом шли на тренировку. До зала оставалось метров 300-400, мы болтали о чём-то, тротуар был пуст, но машин ехало достаточно. Я почувствовал, что что-то не так, обернулся и увидел странного лысого типа. Мой брат обернулся вместе со мной и сказал, что незнакомец сжимает что-то в руках. Шёл он быстро. Мы ускорились. Он тоже. Тогда мы с братом рванули со всех ног, но незнакомец побежал за нами. Я испытал пожирающее чувство ужаса. Рядом сновали машины, но никому не было дела до происходящего. К счастью, нам удалось добраться до зала. С тех пор я постоянно оглядываюсь, когда хожу вечером».
Такие случаи – далеко не редкость!
Раман Ганасентан (ЭУ-12)
«Одной ночью 2010 года, когда мне было 16 лет, я шёл по переходу в Крюково. Навстречу мне направлялись трое бритых молодых людей. Один из них остановил меня, начал издеваться, а потом вымогать деньги, угрожая ножом. У меня было лишь два выхода: влезть в драку или отдать деньги, надеясь, что обидчики отстанут – сбежать от них было сложно. Решил «случайно» выронить кошелёк, нагнуться, отвлекая внимание главного задиры, и толкнуть его к стене. Всё прошло не так гладко – удар кастетом по почкам, и уже двое из них (третьего всё-таки удалось нейтрализовать) забивают лежачего ногами. История имела бы куда более печальные последствия, если бы не один из моих друзей, который проходил мимо и заметил избиение. Припугнув негодяев газовым пистолетом, он подошёл поближе, узнал меня и помог добраться до дома. Последствия той ночи давали о себе знать ещё два месяца».
Гораздо чаще встречается поведение иного типа. Оно не несёт прямой угрозы для чьей-либо жизни, но создаёт определённые социальные трудности. Те, кто отличается от большинства внешне, могут получать от сверстников насмешки и оскорбления, иногда с трудом заводят друзей и приятелей.
Давид Назлуян (МП-42)
«Возникает отвратительное чувство, когда всех людей, имеющих нерусские корни, называют «хачами» или «чурками». Зачастую люди не понимают значение этих слов. Например, «хач» с армянского означает «крест». Так азербайджанцы называли армян, так как последние – христиане. Когда я слышу это обращение, то закрываю глаза и не обращаю внимания».
На Школе журналистики нашей газеты в прошлом году произошёл случай, ярко иллюстрирующий национальные предрассудки. Работа над финальным проектом подразумевала распределение по группам. В одной из них произошёл конфликт: родители девочки запретили дочке появляться на занятиях из-за того, что с ней в коллективе оказался молодой человек кавказской наружности.
Но если задуматься, существуют ли какие-либо объективные причины для такого поведения? Разве цвет кожи, форма бровей или глаз – это достаточный повод для того, чтобы относиться к человеку как-то по-особенному? Эти ребята во многом похожи на нас: читают те же книги, играют в те же игры, хотят получить знания, овладеть профессией. Они открыты, дружелюбны, готовы помогать другим. А если и находятся те, кто такими качествами не обладает, то это должно оставаться только их проблемой.
Каждый год в МИЭТ поступают абитуриенты со всей России и стран ближнего зарубежья. Среди них неизменно находятся ребята национальностей, отличных от русской. Не исключено, что кто-то из вас учится с ними в одной группе. Статья в газете вряд ли может поменять мировоззрение читателя, но привлечь внимание к проблеме – в силах. Задумайтесь, бывали ли случаи, когда ваше отношение к человеку определяло не его поведение, а национальность, какие-то внешние черты? И если да, может, стоит пересмотреть своё видение мира?
Алексей Смагин