Продолжая рубрику «ИНтересный преподаватель», в этом номере представляем читателям диалог с Галиной Дмитриевной Костиной, кандидатом экономических наук, профессором кафедры маркетинга и управления проектами.
- Галина Дмитриевна, Вы окончили Тульский политехнический институт, расскажите, какими были Ваши студенческие годы.
- У нас в Туле помимо вуза я занималась в туристической секции. Получила значок инструктора по горно-пешеходному туризму. Мы ходили по Южному Уралу, Северному Кавказу, зимой были в Тульской области. Из всех мест мне больше всего запомнился своей природой Урал.
Так как я относилась к шестидесятникам*, у нас были группы «Физики» и «Лирики». Мы спорили о поэзии, о философах. Со своим будущим мужем я познакомилась в этом же клубе. Помню, мы с ним долго спорили о книге
Е. А. Евтушенко «Братская ГЭС». Вообще, у нас была замечательная компания!
- Почему Вы решили посвятить жизнь преподавательской деятельности (с 1978 года в МИЭТе – прим. авт.)?
- До этого я 12 лет работала программистом в оборонной промышленности. В МИЭТ пришла на должность инженера-программиста и не задумывалась о преподавании.
Когда ты работаешь в технической сфере, необходимо постоянно следить за техническим прогрессом, иначе отстанешь. В те годы у нас ещё не было такой возможности, не было и задач, для которых нужно писать программы. По воле случая освободилось место ассистента на кафедре экономики и организации производства, и я стала преподавать, защитилась, и с тех пор работаю на кафедре.
- Сильно ли изменились студенты с начала Вашего преподавания?
- Изменилась, прежде всего, ситуация в стране. Когда мы были студентами, мы знали, что после окончания вуза нас ждут рабочее место на предприятии и опытные наставники. За успешную профессиональную деятельность повышали по службе. Поэтому нашей целью являлись только учёба, получение знаний. Сейчас у студентов, к сожалению, цель заработать как на учёбу, так и на жизнь. И лишь единицы хотят действительно получить знания.
- Галина Дмитриевна, у студентов наступила «горячая пора». Есть ли на Вашей памяти какой-нибудь смешной случай, произошедший в период сессии?
- Давно, когда у нас ещё была кафедра экономики и организации производства, одному студенту задали вопрос на экзамене: «Как снизить себестоимость» и, к сожалению, он ответил неправильно. В результате после получения незачёта он долго сидел на полу в аудитории и никак не хотел уходить без положительной оценки.
- Как Вы проводите свободное время?
- В основном слушаю музыку, читаю книги, хожу в театры, правда, в Москве на спектаклях бываю редко. Занимаюсь внуками, хотя они уже взрослые (смеётся – прим. авт.). Любимая книга – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Знакомство с ней произошло в 1967 году в журнале «Новый мир». Впоследствии я ежегодно в течение многих лет перечитывала её и каждый раз открывала для себя что-то новое.
- Занимались ли Вы каким-то спортом помимо турпоходов?
- Да, художественной гимнастикой, а также в школе я играла за волейбольную команду.
- К кому, к «физикам» или «лирикам» вы относите себя?
- Точно не к физикам. Я, хотя, и программист, но с физикой не на короткой ноге. Мне ближе лирика: музыка, стихи, романы.
- А какое у Вас любимое стихотворение?
- «Сто часов счастья» В.М. Тушновой.
- Ваш девиз по жизни?
- Сейчас я мало задумываюсь об этом, но по-молодости девиз был «Только вперёд!»
*– субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели».
Беседовала Анастасия Мокшина