Фотограф: Алексей Смагин
Жизнь удивительна и непредсказуема! Никто не может с уверенностью сказать, что будет с ним через пять лет: кем он будет работать, где жить, чем увлекаться, даже если кажется, что в данный момент его судьба с точностью предопределена. Своей историей поделилась доцент кафедры философии и социологии – Юлия Михайловна Романенко.
Волей случая
• Закончив кафедру микроэлектроники факультета МПиТК, я вовсе не собиралась работать преподавателем философии. Но в 1995 году, даже имея красный диплом, устроиться по специальности было проблематично.
• Одним из возможных вариантов трудоустройства стала работа в школе. Преподавая там математику и информатику, я поняла, что мне очень нравится учить детей, открывать им новый мир, передавать свои знания.
• Параллельно закончила при МИЭТе педагогическое отделение, где познакомилась с замечательными преподавателями: В.Д.Колдаевым, К.В. Кулаевым, С.Г. Кальнеем, А.А. Прокофьевым.
• Примерно через пять лет преподавания в школе Казбек Владимирович Кулаев предложил мне своё руководство в подготовке диссертации по специальности «Эстетика». Поступила в аспирантуру, начала работать над диссертацией, но рождение ребёнка изменило приоритеты.
• До защиты диссертации Казбек Владимирович не дожил. Я получала учёную степень уже под руководством А.И. Пирогова в 2005 году, перед этим сменила и специальность диссертации на «Философию науки и техники»
• После поступления в аспирантуру я работала в ОАО НИИ «Субмикрон» по своей основной специальности. Несмотря на то, что после окончания института прошло около пяти лет, включилась в работу быстро. Всё нужное вспомнилось, готовили нас очень хорошо. Мне понравилось работать и там, но преподавание – больше.
• Во время учёбы в аспирантуре проходят педагогическую практику. Я иногда заменяла Кулаева в ИМБО, МГАДА и МИЭТе на семинарах по эстетике. Работала и на кафедре философии и социологии (ФиС) – проводила занятия по философии. После защиты именно на эту кафедру я и пришла в родной вуз доцентом.
• Кроме курса «Философия» я подготовила и вела курсы «Этика профессиональной деятельности для юристов», «Демография», «Основы муниципального управления» и «Основы управленческого консультирования». В 2008-2013 годах руководила дипломными проектами выпускников ИнЭУПа по специальности «Менеджер государственного и муниципального управления».
• В институте преподавать интереснее, чем в школе. Можно больше экспериментировать, что-то изменять. Здесь больше свободы.
Фундамент для науки и жизни
• Философия учит критически оценивать происходящие события, смотреть на них под разными углами, искать и выявлять скрытые причины, прогнозировать последствия.
• Умение ставить себя на место оппонента и аргументированно отстаивать свою позицию необходимо для коммуникации и общения. Этому учит, в том числе, и философия.
• Её часто называют языком науки, большинство универсальных методов познания разрабатывались именно в рамках философии.
• Элементы этой дисциплины есть в школьном курсе обществознания (разделы, связанные с обществом, деятельностью человека и познанием). Переносить в школу бакалаврский курс философии я считаю нецелесообразным.
• Философия бакалавриата от философии магистратуры отличается, прежде всего, глубиной восприятия философской проблематики и уровнем самостоятельной работы с философскими текстами.
О прошлом, настоящем и будущем
• Лучшие студенческие годы памятны не столько учёбой, сколько другими культурными, спортивными, даже трудовыми мероприятиями. Я бы ещё с удовольствием поучилась в университете.
• Незабываемые впечатления у меня и многих моих одногрупников оставила поездка «на картошку» на втором курсе, в 1990-м году. Мы жили в пионерском лагере, недалеко от станции «Поваровка». Работали на ближайших полях. Вечерами – песни под гитару, просмотр видеокассет. Питались за счёт совхоза. Не знаю, насколько мы помогли в сборе картошки, но то, что за месяц мы съели две коровы – впечатлило.
• Уезжали из одной страны, а вернулись – в другую... Были очереди за хлебом, а через месяц – карточки на колбасу и масло. Но эта разруха была не так заметна, так как шла параллельно с институтской жизнью. Когда отмечали дни рождения группы, главное было не накрытый стол, а весёлая компания, шутки, розыгрыши.
• В своё время мы больше времени проводили в библиотеках, в читальных залах. Компьютеров дома не было, не было и интернета. Мой диплом был написан от руки, хотя чертежи мы уже распечатывали на графопостроителе.
• Курсовые писали по ночам – в этом плане наше студенчество ничем не отличается от нынешнего.
• Сегодня информация доступнее, но больше соблазнов присвоить чужое, а не сделать самому.
• После развала СССР заводы и предприятия закрывали, зарплаты если и платили, то очень маленькие, а чаще – задерживали. Сейчас же технические специальности востребованы, в том числе, и в Зеленограде.
• Я считаю, что счастлива: у меня хорошая семья, любимая и интересная работа в самом лучшем вузе, с которым я связана уже 29 лет (начиная с занятий по информатике в седьмом классе). Я всегда открыта для нового.
• Мне в жизни всегда очень везло на интересных и увлечённых людей, настоящих Учителей.
• Мой сын ещё мал для конкретного определения его интересов: они часто меняются. Возможно, в ближайшие три-четыре года он поймёт, чем хочет заниматься.
• Когда сын участвовал в этом году в региональной конференции школьников «Творчество юных», я провела его по некоторым интересным местам МИЭТа. Наибольшее впечатление произвели большие лекционные аудитории в первом корпусе. Он сказал, что будет учиться только здесь.
Алексей Смагин