Первое моё знакомство с ним состоялось в день вручения студенческих билетов. На сцене его было сложно не приметить – в МИЭТе, как выяснилось потом, не так уж много работников с таким же запоминающимся образом. Непривыкшие студенты до сих пор при виде его шутят, что в наш университет спустился Иисус. Однако не все из них знают, что это ещё молодой, но талантливый преподаватель кафедры ВМ-1 – Максим Николаевич Назаров.
Об учёбе
• Окончил МИЭТ в 2008 году. Сам был «ботаном», часто досрочно сдавал коллоквиумы и экзамены.
• Программирование меня мало интересовало. Впоследствии пришлось его навёрстывать: оно потребовалось, в первую очередь, для научной деятельности.
• В моё студенчество часов по курсу физики было заметно больше, чем сейчас. Нам преподавали её пять семестров. Однако я посчитал нужным заняться ею дополнительно по учебнику Ландау и Лифшица – его я рекомендую и нашим студентам.
• Игорь Борисович Кожухов преподаёт у меня с десятого класса. Из всех преподавателей он оказал на меня наибольшее влияние.
• Если программист занимается web-разработкой, то, наверное, он почти никогда не будет иметь дела с математикой. Есть такие направления программирования, знания по которым по большей части тянут на техникум, а не на высшее образование.
• Когда мы говорим о высшем образовании, мы понимаем более глубокое программирование – прикладное, наукоёмкое. Оно связано, например, с поисковыми системами и обязательно требует знания и применения математики. Разница между ним и разработкой сайтов в том, что первое, помимо прочего, всегда более оплачиваемо. Да и работать в Яндексе или Google, на мой взгляд, намного интереснее.
• Зачем студентов учат различным теоремам и доказательствам? Главная задача – развитие логического мышления. Доказательство нужно научиться строить. Не зазубрить его – ни в коем случае – а вывести по шагам. Побочная цель – обоснование математических методов, которыми мы часто пользуемся.
• В аспирантуре заняты преимущественно научной работой и преподаванием: аспиранту дают какую-то группу, и он ведёт семинары. Обычно преподавательская деятельность длится один семестр, но некоторые аспиранты занимаются ею на протяжении всех трёх лет. Помимо этого аспирантам читают курсы английского языка, профильные предметы и философию.
О студентах
• Тем, кто выбирает специальность, в первую очередь, стоит поговорить со старшекурсниками. Они зачастую бывают гораздо объективнее преподавателей, которые, вероятно, будут хвалить свою кафедру. Желательно опрашивать не одного-двух, а хотя бы десяток.
• Я считаю, что полную волю студентам давать нежелательно. Дисциплина должна быть, но минимальная. При этом, совсем закрепощать их – тоже совершенно излишне.
• Главная проблема современных студентов – недостаточная организованность. По-хорошему, после каждой лекции обязательно нужно подойти к лектору и уточнить у него возникшие вопросы (как правило, остаётся 10-20% непонятной информации). Саму лекцию лучше разбирать в тот день, когда она была прочитана. То же самое с семинарами – прошёл семинар, сразу нужно его разобрать. Тогда можно будет успевать на четвёрки, пятёрки.
• Я знал много людей, которые следовали этому правилу. Причём, были и те, кто сначала плохо успевал, но за счёт того, что использовал своё время рационально, выходил стабильно сначала на четвёрки, затем на пятёрки.
О работе
• Готовлю к защите кандидатскую диссертацию. На саму защиту ещё не вышел, но публикаций у меня достаточно.
• Читаю лекции по курсу общей алгебры. Имел большой опыт приёма экзаменов (около семи лет) по этой дисциплине.
• Наукой занимаюсь примерно шесть лет. Когда поступал в университет, уже подозревал, что буду заниматься научно-преподавательской деятельностью.
• Химико-биологическая область привлекает меня ещё со школьного времени. Там у меня были очень хорошие учителя. Интерес не ослабел и в студенческие годы. Параллельно с математикой я изучал и биологию, и химию. В результате этого интереса и появились соответствующие научные статьи.
• Научная работа – это полёт фантазии. Это большое количество книг, которые нужно прочитать, статей, которые нужно изучить, переработать и творчески переосмыслить. Мы придумываем математические модели, разрабатываем численные методы, затем реализуем это программно.
• Математики регулярно пытаются сделать что-то оригинальное, абсолютно не похожее на всё, что уже было.
О себе
• У меня было много прозвищ: «Дон Кихот», «Мушкетёр» (с уточнением конкретного мушкетёра), «Иисус», «Спаситель» и некоторые вариации. Это только из тех, которые мне известны. Может быть, их больше, я не знаю. Отношусь к этому нейтрально.
• Причёска и борода у меня уже давно, и за годы особенно ничего не поменялось.
• Я похож на Д’Артаньяна не только внешне: некоторые черты его характера мне тоже присущи. Только фехтовать не умею. Когда-то учился, но не на шпагах.
• Для преподавателя характерно увлечение большим количеством книг. Для меня это преимущественно классическая литература. Помимо этого я люблю фантастику. Из нашей больше всего нравился Станислав Лем, братья Стругацкие. Из заграничной – Клиффорд Саймак, Гарри Гаррисон, Джон Толкин.
• Пытался научиться игре на пианино, но давно забросил. Слушаю классическую и рок-музыку.
Алексей Смагин