Фотограф: Константин Паньков
…то они бы рассказали много удивительных историй. Спустя 40 лет, а именно столько исполняется 27 декабря комплексу зданий МИЭТа, можно услышать множество необычных подробностей о строительстве нашего университета. Давайте же разберёмся, где правда, а где вымысел.
МИЭТ мог состоять из круглых объёмов
Действительно, начиная работать над зданием, архитекторы вступили в творческий конфликт. Было предложено два основных варианта: композиция из круглых объёмов, расположенных концентрично и связанных между собой кольцевым переходом, либо несколько одинаковых корпусов, совершенно разных по содержанию. Зачастую, выходом из спорной ситуации является поиск третьего варианта. Так, из идей архитекторов Феликса Новикова и Григория Саевича появилось здание МИЭТа именно таким, каким знаем его мы с вами.
Часы взамен на двуствольное охотничье ружьё
На самом деле у часов над главным входом своя памятная история. Валерий Тюлин и Сергей Чехов выполнили эскиз и представили его художественному совету. Проект не утвердили. В мастерской Тюлина творческая бригада провела «разбор полётов». Решили сделать что-то нестандартное: где металл – воздух, а где воздух – металл. Их новый эскиз приняли уже без обсуждения. По замыслу, всю композицию, подвешенную к крестовине в круглом проёме перемычки портала, завершает колокол. По желанию художников он непременно должен был быть древним. Поиски привели в музей города Тутаева Ярославской области. Там находился колокол 18 века. Директор музея согласился обменять его на старинное оружие. Один из людей, близких к МИЭТу, принёс своё коллекционное ружьё. После этого колокол занял место над входом в университет. Но чего-то не хватало…
Музыка для души
Не хватало мелодии для часов. Для её создания был приглашён композитор Микаэль Таривердиев. По приезду в Зеленоград он посмотрел на ещё не завершённые часы и погрузился в процесс. Композитор выполнил предпочтения архитекторов. Мелодию, исполненную на колоколах, записали в студии. При прослушивании на первом попавшемся магнитофоне она воспроизводилась в два раза медленнее, и совет решил оставить именно такой вариант. К сожалению, в конце 20-го века мелодия была утеряна.
Память на всю жизнь
При подготовке к церемонии открытия комплекса зданий учёный совет МИЭТа обсуждал эскизы памятного значка. Вариантов было много, например, изображение электрона, но единогласно приняли значок с видом входного портала с часами. Архитекторы были довольны, цель – присвоить МИЭТу архитектурный символ – достигнута. Уже после открытия председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, обойдя все здания и покидая МИЭТ, сказал: «Ваши студенты забудут всё, чему вы их тут учите, но эти часы никогда не забудут!»
МИЭТ построили и забыли?
С этим можно поспорить. Как раз 1972 год был годом 50-летия СССР, в честь этого союз архитекторов решил провести смотр творчества зодчих страны. Феликс Новиков подошёл уже к концу выставки, но те фотографии МИЭТа, которые он принёс, настолько поразили экспертов видом университета, что в тот же момент снарядили выезд специальной комиссии. В результате, МИЭТу единогласно присуждают первую премию. Тогда университет посетило множество разных гостей: его изучали, о нём писали, снимали фильмы. Режиссёр Илья Фрез-младший получил Первую премию международного фестиваля архитектурных фильмов, сняв сюжеты о здании МИЭТа.
Тайна Госпремии: есть ли она у МИЭТа?
На волне популярности комплекса зданий среди архитекторов МИЭТ представили на Госпремию СССР, но тогда в1973 году он её не получает. По мнению авторов, это было вполне справедливо, ведь университет только часть большого целого – Зеленограда, а без МИЭТа и город не полон. «Архитектурные комплексы Зеленограда» – так был назван результат общего труда, который получил Госпремию СССР спустя два года, в 1975.
Известный Эрнст Неизвестный
Не все творческие мысли можно уловить и понять. Так было и с идеями Эрнста Неизвестного. Н.С. Хрущёву изначально крайне не нравилось его творчество. Несмотря на недовольство высших властей относительно скульптора, А.И. Шокин, просмотрев проект художественного оформления МИЭТа, дал добро на выполнение знаменитого барельефа «Становление Человека Разумного», который вы можете видеть в МИЭТе. Мало кто задумывается, что площадь рельефа, который опоясывает библиотеку, составляет почти 1000 квадратных метров. Эта работа Неизвестного является самой крупной, исполненной им на просторах Отечества. Помимо барельефа он сделал для библиотеки МИЭТа двенадцать портретов великих деятелей науки из дерева и латуни. Знаменитого скульптора в МИЭТе знают почти все, несмотря на фамилию Неизвестный.
Что же случилось в 1971 году?
27 декабря состоялось торжественное открытие основного комплекса зданий МИЭТа, который состоял из учебно-лабораторных корпусов (№1, №3 и №4), клуба (корпус №2) и спорткомплекса (корпус №5). На нём присутствовали Александр Шокин и Вячеслав Елютин – министры электронной промышленности и высшей школы, а также строители, архитекторы. Институту был вручен символический ключ, который из года в год демонстрируется студентам на мероприятии, посвящённом началу учебного года.
И 40 лет назад, и сегодня комплекс зданий МИЭТа как архитектурный ансамбль не теряет своей актуальности. Фотографов, художников, режиссёров, жителей округа, миэтовцев – всех по-прежнему восхищают Красные Стены Зелёного Города.
~Кристина Панфилова~
На заметку
Комплекс МИЭТа проектировался и строился в 1966-1971 годах, студенты, тем временем, учились в других зданиях Зеленограда. В строительстве принимали участие и студенты, и преподаватели. Авторы проекта: архитекторы Ф.А. Новиков и Г.Е. Саевич, инженеры Ю.И. Ионов и А.А. Борисов, художник С.С. Чехов, скульптор В.К. Тюлин, все из архитектурной мастерской №3 «Моспроекта-2». В создании комплекса активно участвовал министр электронной промышленности СССР Александр Иванович Шокин. Его бронзовый бюст был установлен в 1984 году в сквере у главного входа в МИЭТ.