Герои журнала Forbes – успешные бизнесмены, менеджеры, руководители. В сентябрьском номере на его страницах можно было прочитать статью «Архивариус 2.0», героем которой стал один из успешных выпускников нашего университета – Сергей Баландюк. Глава корпорации «Элар», бывший секретарь комитета комсомола МИЭТа, менее чем за 20 лет построил бизнес с миллиардными оборотами, основным направлением которого стало создание электронных архивов.
Досье
ФИО: Сергей Васильевич Баландюк
Должность: Президент корпорации «ЭЛАР»
Биография: родился в Волгограде 24 января 1963 года. В 1986 году окончил МИЭТ, в 1992 – Всероссийскую академию внешней торговли.
В совершенстве владеет немецким языком.
19 февраля 1992 года основал компанию «ПроСофт-М» и обеспечил её динамичное развитие как инновационного предприятия, формирующего собственный рынок создания электронных информационных ресурсов. К 2001 году на основе «ПроСофт-М» создал и возглавил корпорацию «Электронный Архив», выросшую в крупнейшее в Европе специализированное предприятие по созданию, комплексному оснащению и наполнению электронных архивов, внедрению передовой техники, информационных технологий и решений.
– Сергей Васильевич, какие у Вас остались яркие воспоминания о МИЭТе и об учёбе?
– Запомнилось только хорошее. МИЭТ, фактически, дал базовую техническую школу. Первое – математика. Я считаю, что любому руководителю нужно иметь хорошие знания по этому предмету. Самое главное – логичность мышления. Если логики у человека нет, то у него вряд ли получится руководить, и вообще не получится организовать своё дело. Второе – это специальные знания в области радио- и микроэлектроники. Я сейчас работаю, фактически, по профилю, которому меня учили пять с половиной лет. У нас были очень хорошие преподаватели, в том числе и по базовым предметам: высшей математике, химии, физике. Они дали прочный базис, на основе которого можно было развиваться дальше. Естественно, в дальнейшем профильные дисциплины позволили стать инженером достаточно приличного уровня. Кроме этого, конечно, запомнилась общественная жизнь. Она была очень интересной и активной: и праздники, и стройотряды, и чего только не было.
– Чем занимался комсомол в МИЭТе в конце 80-х, когда Вы были его секретарём?
– Студенческое самоуправление, которое до конца 80-х годов в Советском Союзе было организовано через комсомол, было важным, нужным делом, которое позволяло людям нормально жить и пользоваться молодым временем на полную катушку. Позднее начались разные течения, активно развивался профком. Он стал на себя брать больше функций. Были инициативные ребята, которые брались управлять вопросами быта, организацией социальных условий в институте или в общежитии, даже какими-то элементами обучения, – именно в то время появились первые компьютерные классы. Тогда всё координировалось через комсомол, и это было правильно.
Я был секретарём комитета комсомола в очень непростое время с 1987 года, когда происходили волнительные процессы в обществе. Тогда сняли Ельцина с поста Первого секретаря горкома партии. Зеленоград при этом был очень активной средой. Он поддерживал Ельцина, бурлил как котёл. Студенты принимали в этом самое активное участие, от комсомола МИЭТа писали открытые письма в ЦК партии. Через пару недель после снятия Ельцина к нам приехал его первый заместитель Карабасов, чтобы встретиться со студентами и обсудить, чего мы хотим. Долго рассказывал, как Ельцин вёл себя на пленуме, что он там говорил, в общем, нелегко ему было... Такие события были интересны. Конечно, свобода, которая тогда появилась, имела подчас и отрицательные стороны, например, ослабили своё влияние правоохранительные органы.
Много было сложностей, приходилось с оперотрядом ночью ходить по общежитию и успокаивать разбушевавшихся хулиганов. С другой стороны, это было интересное время, и если бы у меня спросили, что я хочу в жизни поменять, я бы ответил, что всё бы оставил так, как было.
– Какие из направлений деятельности комсомола могут быть актуальны сейчас для студентов МИЭТа?
– Первое направление, конечно, праздники: Дни МП, ФТ, ФХ, даже дни ЭМ иногда. К ним готовилось много людей. Проводили конкурсы, отбирали, кто чем будет заниматься. Многие занимались чисто организационными вопросами, связанными с порядком, с обеспечением едой, организацией дискотек. Когда сам себе готовишь праздник, все всегда довольны. Финансирование этого всего было, в основном, студенческое. Зарабатывали инициативные группы на шабашках, часть денег на праздники давали стройотряды. Было очень интересно. Я помню, как привозил Александра Градского на День МП во Дворец культуры Зеленограда.
Второе – стройотряды, они занимали время с апреля до сентября. Весной проводились переговоры, определялись объекты и объёмы, в мае-июне отправляли квартирьеров, они начинали готовить площадки, работать, потом подъезжала основная группа. Соответственно, стройотряды были не такие как сейчас, ездили в самые разные места: на Ямал, в Тюменскую и Тверскую области. В то время можно было заработать 600-800 рублей в стройотряде. Средняя зарплата в стране была 100-150 рублей, поэтому получить 600 рублей для студента было очень хорошо. Были стройотряды и поближе, в Зеленограде, дороги строили, и тоже зарабатывали неплохие деньги на этом. Конечно, была и обязаловка после второго курса. Но и в таких отрядах, как минимум у меня, было весело и интересно.
Когда я стал секретарём комитета комсомола, нынешний ректор МИЭТа Юрий Чаплыгин был секретарём парткома. Помню, как он только вышел из отпуска, а тут я прихожу и говорю, что нужно послезавтра ехать на три дня проверять стройотряд на Ямале. Надо было лететь на трёх самолётах. Первый в Тюмень, потом в Белоярск, потом на вертолёте дальше. Билеты у нас были сначала только до Тюмени. Добирались два дня, провели на месте несколько часов, и на следующем вертолёте пришлось лететь обратно, иначе задержались бы неизвестно на сколько до следующего рейса. Интересное было время. Я всем советую так жить активно. Заниматься всем, чем только можно!
Было ещё одно интересное направление, я думаю, оно и сейчас есть. Наши вожатые работали в различных детских лагерях. Это вообще был отдельный клуб, отдельная история. Те, кто жил в этом социуме, так и продолжали круглый год заниматься с детьми.
Комсомол выполнял многие вещи для поддержания стабильности, старались поддерживать правопорядок. Тогда существовал комсомольский оперотряд, он давал большой эффект.
– Вы уже в советское время начали получать второе высшее экономическое образование. Насколько, по Вашему мнению, для человека с техническим образованием полезно получать второе высшее?
– Второе образование пригодилось, но если говорить о базовых вещах – МИЭТ дал логику и умение решать различные задачи. Комсомол – умение работать с людьми, организовывать сложные процессы. Академия внешней торговли дала немецкий язык и расширила кругозор. Я не могу сказать, что там дали сильные знания в экономике, потому что в те времена всё-таки преподавали плановую систему. Ещё один аспект, который я получил в академии – это право. В общем, я сильно благодарен академии за то, что смог там почерпнуть.
Снова возвращаясь к преподавателям, хочется отметить, что и в МИЭТе, и в Академии были, да и сейчас есть, много на самом деле классных преподавателей, которые требовали соответствующих знаний. Например, у меня преподаватель немецкого был синхронистом на семи языках и знал в совершенстве 23 языка. Сдавать ему экзамен было сложно, потому что он мог разговаривать на немецком, потом вдруг переходил на испанский, но сам этого не замечал, а отвечать как-то надо было. Право у нас преподавал председатель Московского Международного арбитражного суда, следовательно, ему тоже было сдать экзамен трудно, у него и знания, и кругозор совершенно другие.
– Второе высшее полезно, по Вашему мнению, тем, кто хочет начать свой бизнес?
– Нет, второе высшее образование полезно абсолютно всем руководителям. Свой, не свой бизнес – не важно. Чем выше руководитель, тем лучше ему надо знать математику, право и экономику.
– Сейчас в Вашей корпорации работают выпускники МИЭТа?
– Да, мы поддерживаем связи с университетом, приходят на работу выпускники МИЭТа. Я не знаю, сколько именно человек, но точно работают. Эта тенденция продолжается, потому что МИЭТ остаётся хорошей школой знаний.
– Что Вы можете пожелать нынешним студентам и абитуриентам, которые выбирают сегодня техническое образование?
– Главное, это не пропустить первые два курса и хорошо знать математику, химию и физику. Независимо от того, кем Вы будете дальше. Без этих знаний будет трудно. На старших курсах нужно обязательно заниматься профильными дисциплинами, не только в плане лекций и учебника, а более широко, так сказать, самостоятельно развиваться. Когда учился на радиоэлектронике, экзамены мне ставили досрочно за практические вещи, которые я делал на кафедре. Точнее делал больше для самого себя, занимался творчеством.
Я рекомендую студентам не ограничивать себя узкими рамками специальности, а пытаться найти тот вариант научной или прикладной деятельности, которая позволит вам увлечься этим делом и добиться для себя конкретного результата. Сделать устройство или исследование, написать программу. Сделать что-то такое, за что Вы будете себя уважать, что станет реальным результатом практики в институте. Это самое главное.
Ну и, конечно, студенчество – время активное, нельзя же заниматься только одной учёбой. Эту активность нужно обязательно проявлять, потом такую возможность уже не вернёшь. Студенческие годы и социум студентов всегда интересны. Их проспать никак нельзя, потом жалеть будете всю жизнь!
Беседовал ~Дмитрий Коваленко~