Фотограф: Семён Зайцев
Современный кинозритель может выбрать фильм на любой вкус. Благодаря новейшим технологиям спецэффекты стали неотъемлемой частью большинства выпускаемых картин. Однако немало людей по-прежнему отдают предпочтение советскому кинематографу. В прошлом веке наш университет тоже сыграл не одну эпизодическую роль.
Будущее из прошлого
С середины XX века начались активное освоение космоса и развитие высоких технологий, поэтому в 70-е годы популярным жанром фильмов стала фантастика. В 1974 году вышло в свет довольно известное «Большое космическое путешествие»(1) Валентина Селиванова. Трое подростков, победивших в космическом конкурсе и прошедших специальную подготовку, отправляются в первый в истории детский полёт на корабле «Астра». Товарищам приходится нелегко в этой важной операции. Однако выясняется, что «Астра» – это подземный тренажёр, а ребята – участники психологического эксперимента. В конце фильма они выбираются из-под земли и оказываются у главного входа в Центр управления полётами, где их встречают как героев. В роли Центра выступает МИЭТ.
В том же году сняли вторую часть научно-фантастической дилогии «Отроки во вселенной»(2) (начало – «Москва-Кассиопея», режиссёр – Ричард Викторов). Космический корабль с юными астронавтами на борту приближается к планете Шедар созвездия Альфа Кассиопеи, откуда поступали сигналы бедствия. Выясняется, что планета захвачена роботами, лишающими жителей чувств и эмоций. Первый раз связаться с ребятами землянам удалось лишь спустя 27 лет от начала полёта. Об этом учёные сообщают журналистам, находясь на площади возле зданий зеленоградской Южной промзоны и МИЭТа.
Учёба+спорт
Теперь спустимся из космоса на землю и перенесёмся в жизнь обычных людей советского времени. В 1975 году появилась мелодрама «Семья Ивановых»(3) Алексея Салтыкова. Место действия – старый уральский городок. Сюжет разворачивается вокруг молодой певицы Людмилы, дочери сталеваров, и Алексея, недоучившегося приезжего студента. Парень влюбляется в девушку и начинает меняться, бросает бродяжничество и приводит себя в порядок. В начале фильма Людмила выходит из МИЭТа после учёбы, на мотоцикле её встречает Олег, друг детства, который за ней ухаживает.
В киноповести «Расписание на после-завтра»(4) (1974 год, режиссёр – Игорь Добролюбов) представлен спор лириков и физиков. В престижную физико-математическую школу из обычной переходит работать учительница литературы. Но молодые люди, рационалисты, как выяснилось, практически равнодушны к прекрасному… Фильм начинается с появления учительницы в школе. Она встречает завхоза, который провожает её к директору, находившемуся в тот момент в бассейне. А бассейн-то миэтовский!
О благородных и принципиальных людях
Драма «Отклонение – ноль»(5) (1977 год, режиссёр. – Александр Столпер) описывает судьбу лётчика-испытателя Антона Блыша, который перед проверкой очередной модели узнаёт о гибели своей жены. В его отсутствие начальство под влиянием врача (по совместительству – жены его дублера и друга) принимает решение снять его с испытаний. Но Антон и так готов предоставить право первенства своему другу, лётчику-испытателю, которому пока не везло.
Сцена разговора Антона с врачом происходит около аэродрома у штаба, построенного из знакомого нам красного кирпича.
После окончания института, отработав на заводе положенные три года, Семён Бобров, главный герой фильма «Человек на своём место»(6) (1972 год, режиссёр. – Алексей Сахаров) возвращается в родное село и сразу предлагает свою кандидатуру на пост председателя колхоза. Его мечта – на месте разбросанных отмирающих деревень выстроить агрогородок. За проектом он обращается к студентам архитектурного вуза, который как снаружи, так и внутри удивительно похож на МИЭТ…
Оказывается, МИЭТ – превосходный актёр! Кто знает, возможно, скоро мы увидим его в какой-нибудь современной отечественной картине!
Леонид Недашковский