Фотограф: Дмитрий Тур
Почти год назад комиссией Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) был утверждён список профессиональных стандартов. Теперь высшие учебные учреждения должны будут подготавливать специалистов в соответствии с новыми требованиями. В чём суть стандартов? Какую работу по выполнению требований проводит МИЭТ? Об этом читайте далее.
Профессиональные стандарты – это документы, устанавливающие требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определённой работы или профессиональных обязанностей. В настоящее время зарубежные и российские эксперты рассматривают их как один из инструментов, позволяющих создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования, обеспечить рациональное использование людских ресурсов и, в конечном счёте, содействовать устойчивому развитию общества.
Основные сферы применения профессионального стандарта:
•решение широкого круга задач в области управления персоналом;
•оптимизация процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности;
•обеспечение процедур оценки и сертификации квалификаций граждан;
•содействие формированию государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения с учётом запросов рынка труда, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Ликвидация отставания в высокотехнологичных наукоёмких отраслях экономики, в частности, в наноэлектронике является условием становления в России инновационной экономики. Одно из направлений решения этой задачи – подготовка для отрасли квалифицированных кадров, уровень компетенций которых соответствует мировым требованиям.
В настоящее время целесообразно одновременно двигаться в двух глобальных направлениях:
•Создание системы взаимодействия образовательных, научно-производственных и бизнес организаций.
•Разработка и внедрение нормативно-правовой базы, обеспечивающей такое взаимодействие.
В рамках решения первой задачи Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы компаний РОСНАНО совместно с группой вузов, в числе которых и Национальный исследовательский университет «МИЭТ», разработал и успешно апробировал модель организации взаимодействия компаний наноиндустрии и провайдеров образовательных услуг.
Глобальной целью было создание и внедрение такой системы организации образовательных ресурсов (далее – Система), которая включала бы потенциал всех участников образовательных проектов Фонда для решения задачи кадрового обеспечения новых и развивающихся наукоёмких компаний.
Одним из базовых элементов Системы и основой движения во втором направлении является разрабатываемый в настоящее время комплекс профессиональных стандартов по наиболее востребованным видам трудовой деятельности. Главной задачей этого элемента Системы является кардинальное повышение качества и эффективности кадрового обеспечения предприятий наноиндустрии.
В рамках обозначенных выше задач, профессиональные стандарты становятся основой интерактивной научно-образовательной среды нового типа (см. рисунок), обеспечивающей практико-ориентированную подготовку и переподготовку специалистов, которые обладали бы общими и профессиональными компетенциями в области исследования, разработки, внедрения и использования современных нанотехнологий.
Результатом процесса подготовки и переподготовки кадров, построенного на таких принципах, станет сокращение сроков разработки наукоёмкой продукции, повышение выхода годных серийных изделий, увеличение количества патентоспособных инноваций и разработок. Социальный эффект может быть достигнут за счёт сбалансированного спроса и предложения на рынке труда и более точной настройки образовательного процесса под потребности работодателя.
Так, например, в процессе разработки профессионального стандарта для инженера в области проектирования и сопровождения интегральных схем и систем на кристалле был проведён анализ потребностей компаний, реализующих проекты в области проектирования СБИС и систем на кристалле с топологическими нормами 90 нм.
Участниками исследования стали отечественные и зарубежные компании, имеющие представительства в РФ. В частности, партнёров просили оценить значимость видов профессиональной деятельности выпускника, степень важности компетенций, навыков и умений, которыми обладает выпускник, а также описать факторы повышения эффективности обучения.
Наиболее значимыми, с точки зрения работодателей, оказались такие виды профессиональной деятельности выпускника, как проектно-конструкторская и проектно-технологическая, наименее востребованным видом деятельности стала научно-педагогическая, все респонденты поставили её на последнее место в списке. Следует заметить, что работодатели с иностранным капиталом отметили организационно-управленческий вид деятельности, как один из важных для современного специалиста. Также особо выделена способность свободно пользоваться русским и иностранным языками.
Большое значение компании придают умениям выпускника использовать современные средства автоматизации проектирования и виртуализации производства, основанные на современных компьютерных технологиях. Тенденция, направленная на проектирование и производство устройств с низким энергопотреблением, также нашла отражение в результатах анкетирования.
Среди навыков и умений, которыми должен обладать выпускник, первые четыре места разделили следующие компетенции: теоретическая подготовленность в профессиональной области, практическая подготовленность в профессиональной области, соответствие знаний выпускника реалиям требований рынка труда, соотношение знаний выпускника с практикой их применения по специальности. Такие качества выпускника, как умение самостоятельно принимать решение, строить прогнозы и работать в команде, большинство респондентов оставило в середине рейтинга.
В рамках функционирования данной Системы специалисты МИЭТа приняли участие в разработке федеральных профессиональных стандартов:
•инженер-технолог в области производства изделий наноэлектроники;
•инженер в области проектирования и сопровождения интегральных схем и систем на кристалле;
•инженер по верификации и тестированию наноразмерных интегральных схем;
•специалист по проектному управлению в области разработки и постановки производства полупроводниковых приборов и систем с использованием нанотехнологий.
Данные стандарты в 2013 году прошли утверждения комиссии РСПП РФ, Минтруда РФ и Минюста РФ.
В настоящий момент в МИЭТе продолжается подготовка ещё трёх профессиональных стандартов, относящихся к тематике разработки и производства изделий наноэлектроники: «Инженер-конструктор фотошаблонов для производства наносистем (включая наносенсорику и интегральные схемы)», «Инженер-конструктор аналоговых сложно-функциональных блоков», «Инженер-конструктор по разработке цифровых библиотек стандартных ячеек и сложно-функциональных блоков», утверждение которых планируется в апреле 2014 года.
Г.И. Гумерова, Т.Ю. Крупкина,
В.В. Лосев, М.Г. Путря