Биографию нового декана ИнЭУПа Александра Ивановича Пирогова нельзя назвать совсем обычной. Выпускник Суворовского и военно-морского училища, капитан 1-го ранга в отставке, доктор философских наук и преподаватель более чем с 30-летним стажем работы. В беседе Александр Иванович рассказал про ситуацию на факультете ИнЭУП, о планируемых изменениях, а также вспомнил советскую систему образования.
О проблемах в учёбе
Учёба в вузе для каждого студента имеет свои сложности. Считается, что труднее всего первокурсникам: иные система, содержание и направленность обучения, другие – более строгие – требования к освоению знаний и, конечно же, иное отношение к учебному процессу. Речь уже идёт об освоении будущей профессии, выбранной через неоднократные сомнения и колебания . Поэтому первому курсу всегда уделяют повышенное внимание. Главный «камень преткновения» для них – математика и иностранный язык – без хорошей предшествующей школьной подготовки не осилить (отдельные, правда, получают «неуды» и по гуманитарным дисциплинам: философии, отечественной истории, истории предпринимательства). У второго курса тоже сложностей не меньше: к традиционно трудно преодолимым математике и иностранному языку прибавляется статистика, осилить которую без систематической работы невозможно. Но в целом результаты зимней сессии неплохие, а у первокурсников даже высокие: количество имеющих академическую задолженность по сравнению с прошлым годом сократилось вдвое. Думаю, что в этом, помимо работы преподавательского состава, сказалась эффективность по-настоящему заработавшей в университете балльно-рейтинговой системы. Она исключила возможность брать преподавателя «на измор» – новый закон «Об образовании» предоставляет только две «попытки» ликвидировать задолженность в течение года, после чего следует отчисление из университета. По итогам зимней сессии отчислены только те, кто не был к ней допущен.
О преподавательском составе факультета
В настоящее время на факультете 73% преподавателей – доктора и кандидаты наук. Ректором университета поставлена задача: обеспечить на кафедрах 100-процентный состав учёных. Главный интеллектуальный резерв здесь – молодые преподаватели и аспиранты, которым следует активизировать свою научную и исследовательскую деятельность, чтобы в ближайшие два-три года защитить диссертации и пополнить ряды научно-педагогических кадров.
О некоторых преимуществах ИнЭУПа
Факультет у нас замечательный. Юрий Петрович Анискин, бессменно руководивший факультетом в течение 20 лет, всякий раз подчеркивает высокое качество подготовки наших выпускников – ранее специалистов, а ныне бакалавров, о чём свидетельствует их полное трудоустройство. Наши выпускники на рынке труда оказываются в более выгодном положении по отношению к выпускникам других, в том числе ведущих экономических вузов Москвы, поскольку основные образовательные программы ИнЭУПа ориентированы на экономику предприятия.Сегодня МИЭТ – единственный в Зеленограде государственный вуз, имеющий бюджетные места на экономические направления подготовки, в том числе в магистратуре. МИЭТ удобен и в другом отношении: учёба в вузе, расположенном в Москве, ежедневно требует значительного времени на дорогу, которое с большей эффективностью можно потратить на дополнительные учебные, спортивные занятия, занятия в клубах по интересам и тому подобное. Поэтому к нам охотно поступают абитуриенты не только из Зеленограда, но и близлежащих районов Московской области (Химки, Клин, Солнечногорск, Менделеево и другие). Разумеется, в конечном итоге всё зависит от выбора самого абитуриента: для кого-то наши требования к обучению слишком высоки, а учиться на контрактной основе не у всех есть возможность, а кто-то (есть и такие) хочет без особых усилий и за невысокую плату обрести заветный диплом о высшем образовании. Каждому своё.
Как было в СССР
В первую очередь, в советское время отсутствовала контрактная система подготовки в вузах. Набор осуществлялся только на бюджетные места, что доводило конкурс в отдельных вузах до 20 и более человек на одно место. Поступали те, кто обладал действительно хорошими знаниями и подготовкой. С другой стороны, в то время люди не испытывали такого поголовного стремления получить высшее образование. У нас была хорошая и очень развитая сеть профессионально-технических училищ и техникумов (ныне колледжи), выпускавших хорошо подготовленных рабочих кадров, которых нам сегодня так не хватает практически во всех отраслях экономики. Лучше или хуже была эта система образования, сравнивать сложно, но одно несомненно – она была эффективна.
О годах обучения и трудностях в учёбе
Я, к сожалению, никогда не был студентом, но тоже с большим удовольствием (хотя и не без грусти – что делать!) вспоминаю молодые курсантские годы. Конечно, учёба в военной системе (до сих пор) иная, чем в гражданском вузе, она жёстко регламентирована, включает обязательную самостоятельную подготовку, которая подкрепляет знания, полученные в ходе лекционной работы, и способствует более эффективному усвоению материала. Но одновременно она значительно ограничивает личную свободу, приучает к приоритетности общего. Трудности в учёбе? Пожалуй, нет: сказалась расширенная базовая подготовка Суворовского училища по высшей математике, физике, теоретической механике, астрономии, иностранному языку (мы получали удостоверение военного переводчика), поэтому ни в военно-морском училище, ни в последующем в академии и в адъюнктуре учёба не вызывала сложностей.
Фотограф: Дмитрий Тур
О предстоящих изменениях на факультете
В этом году в планах открытие набора на второе направление подготовки – бизнес-информатику. Необходимые документы для получения лицензии уже отправлены в Рособрнадзор. Пока прием абитуриентов будет осуществляться только на контрактной основе. Но думаю, что это не препятствие для тех, кто выберет это перспективное направление своей будущей деятельности. По крайней мере, День открытых дверей показал, что интерес к нему со стороны абитуриентов и их родителей высокий. Поэтому мы планируем в отдельных зеленоградских школах, показывающих высокий уровень обучения, выделить классы по данному профилю. Абитуриентам, которые учились в таких классах по расширенной программе, после поступления в МИЭТ могут быть засчитаны предметы первого курса, освоенные ими в школе.
В интересах активизации научной деятельности молодых преподавателей, аспирантов и магистрантов и мотивации к научно-исследовательской работе и проектной деятельности студентов в планах факультета значится создание Экономико-гуманитарного научного центра, а также открытие научного журнала «Экономические и социально-гуманитарные исследования». Идёт разработка и предварительное планирование основных мероприятий, посвящённых предстоящей знаменательной дате – 70-летию Великой Победы.
Подытоживая, скажу, что МИЭТ имеет всё необходимое для качественной подготовки кадров с высшим образованием всех уровней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Необходимы только хорошие знания абитуриентов и их желание учиться.
Анна Кусова