В конце декабря прошлого года были торжественно вручены магистерские дипломы первому выпуску ребят, прошедших обучение в университете Глиндор по программе «двойных дипломов». Мы поговорили с тремя выпускницами МПиТК 2013 года: Полиной Маховой, Ириной Максимовой и Натальей Токаловой, чтобы узнать, как прошло их обучение за границей и почему нельзя с уверенностью утверждать, что получать техническое образование на западе лучше.
О быте
Вряд ли можно представить себе условия лучшие, чем те, в которых мы жили в Уэльсе. Ребят из МИЭТа поселили вместе. В этом же общежитии, а лучше будет сказать – кампусе жили и иностранцы – испанцы, французы. До университета было три-пять минут пешим ходом. У каждого была своя комфортная комната на одного человека, в ней же находилась душевая и туалетная комната. Большая кухня была рассчитана на шестерых. В ней хватало и конфорок, и места в холодильнике, были телевизор, диваны, большой стол, микроволновка, посуда.Чаще готовили себе сами, но была и столовая в Глиндоре. Порции, как и везде в Великобритании, в два раза больше, чем наши, а точнее в два раза больше, чем ты можешь съесть.
Однако не стоит забывать, что такие роскошные для студента условия стоят достаточно больших денег. Наше обучение было оплачено нашим университетом, но местным студентам проживание в кампусе в месяц обходилось приблизительно в стоимость съёмной квартиры в Зеленограде.
Об отношениях
Взаимоотношения с администрацией были очень простыми: нам ничего не запрещали. Считали, что мы взрослые люди и можем распоряжаться своей жизнью, как захотим, главное – выполнять учебную программу в срок. Если нас не устраивало чьё-то поведение, то все недоразумения решали сами внутри коллектива. Испанцы, кажется, круглосуточно пели при входе в общежитие, и никто их не останавливал. А если тебе не нравится, что кто-то поёт у тебя под окном, выйди и скажи ему об этом… и он перейдёт под другое окно.
О городе
Город, в котором находится университет – Рексам – можно обойти пешком. Железнодорожная и автобусная станции были в пяти минутах ходьбы от кампуса. Недалеко от нас располагались несколько платных спортивных залов: городской фитнес-клуб с бассейном, сауной и тренажёрный зал. Магазинов вокруг было достаточно. Единственное, что для нас оказалось в диковинку – все они, кроме продуктовых, закрывались в 18:00. Вечером работали только бары и ночные клубы. А так как каждый день мы заканчивали учёбу только в 16-17 часов, мы с трудом успевали в них попасть. Первую неделю вообще не могли дойти ни до одного магазина: только придём, а они уже перед нами двери закрывают. О предметах и этике
Мы изучали три предмета: Internet and Mobile Application, Commercial Website Design & Development, Post Graduate Study and Research Methods. Разработка сайтов была включена в расписание только в последние три недели. Самым необычным предметом для нас оказался Research Methods. Мы отнеслись к нему с недоверием. Было в новинку сравнивать научные статьи и делать их подробный анализ. Но эти навыки тоже оказались полезными, особенно при написании диссертации. Будучи критиками других научных публикаций, было легче не допустить ошибок в своих работах. Плюс мы практиковали наш письменный английский. На то, чтобы объяснить этапы анализа той же научной статьи, преподаватель тратит три пары. В образовании на западе Post Graduate Study and Research Methods отводят большую роль. За границей также очень важна этика. Ты можешь написать программу или создать продукт, но не всегда задумываешься, будут ли они удобными в использовании для слабослышащих или слабовидящих людей. Они же уделяют этому большое внимание, включив пункт про этические соображения в диплом. Хотя, даже учитывая все вышесказанное, данный предмет можно представить гораздо более ёмко. Иногда бывало просто скучно, чего никогда не было на программировании. В МИЭТе нам не преподавали C#, и нужно было быстро внедриться. Конечно, мы помогали друг другу, обращались за советом к тем, кто знал больше. Всё было ориентировано на индивидуальную работу, но при этом никто не был против того, что мы делаем что-то вместе. У них принцип: ты должен разобраться, и всё равно, как именно ты это сделаешь. Были преподаватель и три девушки-студентки, которые помогали в свободные часы.
Лекции носили практический характер. На проектор выводили информацию и параллельно рассказывали, как писать программы, использовать библиотеки. На примерах мы выполняли задания. Похоже на лабораторную работу в МИЭТе: немного теории и сразу практика. Лекции в родном университете имеют под собой гораздо более глубокую теоретическую основу.
О дедлайнах и «лёгкой» жизни
На западе очень строго с дедлайнами. Мы выкладывали выполненные задания на сайт университета. У нас были сроки, и если мы в них не укладывались, то вовсе не могли загрузить работу: ссылка уже не работала, и у нас снимали баллы. Времени на выполнение заданий хватало. Первые три недели мы не были сильно загружены, жили в нормальном ритме, всё успевали. Затем был добавлен новый предмет, объёмных домашних заданий стало больше, и мы поняли, что первые недели, вообще-то, были свободны.
Нам дали курс, который обычные студенты Глиндора выполняют за семестр. Мы прошли его за шесть недель, и не сказать, что было очень тяжело. За семестр у нас в МИЭТе дают гораздо больше. И по объёму, и по наполнению.
В Уэльсе преподаватель всё раскладывает по полочкам. Хорошие условия: всё для тебя – аппаратура, литература, комната, люди. Только учись. В России нужно действительно хотеть чего-то добиться, чётко идти к цели, иногда создавая себе условия без чьей-либо помощи. Там проще. Здесь жизнь – борьба. Всё на преодоление.
О знаниях и подходе к обучению
Уровень знаний в МИЭТе, который ты потенциально можешь получить, намного выше, чем в Глиндоре. Наши преподаватели всегда могут копнуть глубже, объяснить алгоритмы разработки, осветить математическую сторону или элементы программирования. Математика и физика в России сильнее, чем в Великобритании. Много знаем, но зачастую не можем это преподнести правильно – на высшем уровне, а в Великобритании наоборот: они сами признают, что их уровень знаний не так высок, но они могут сделать даже не самой выдающейся работе красивую презентацию. В России есть исследование и есть результат. На западе главное – в другом: ты должен рассказать, как ты планировал работу, как к ней готовился, стал ли ты специалистом более высокого уровня после неё. По факту суть – программный код с описанием – заняла скромную часть в конце работы. Их цель – научить тебя правильно подходить к созданию проекта и рассказать о нём красиво.
Вручение дипломов в Уэльсе было очень торжественным и пафосным. На валлийском языке была произнесена фраза, смысл которой в том, что с того момента мы стали магистрами. И будто после сказанного мы должны были почувствовать себя другими людьми. Все родственники выпускников собрались, чтобы посмотреть на чудесное преображение.
Большое спасибо нашему Университету за то, что мы смогли не только побывать в Великобритании, но и получить диплом английского магистра. Полученный опыт открыл для нас новые возможности, о которых мы раньше и не думали. Искренне советуем всем студентам не бояться никаких сложностей и постараться принять участие в программах двойных дипломов.
Нина Чернега