Фотограф: Дмитрий Тур
Вместе с ректором МИЭТа Юрием Александровичем Чаплыгиным газета «ИНверсия» подвела итоги уходящего 2013 года. В открытом диалоге корреспонденты обсудили знаковые для университета события, международное сотрудничество, двухуровневую систему образования и даже настольные лампы. Подробности главного интервью года читайте далее.
- Юрий Александрович, чем Вам запомнился уходящий год? Какие основные события Вы бы отметили?
- Я бы отметил несколько событий. В одном из недавно опубликованных «технологических» рейтингов (куда, впрочем, входят и МГУ, и ВШЭ) МИЭТ занял восьмое место, уступив седьмое Московскому государственному университету. Это, безусловно, приятно. Однако к подобным рейтингам стоит относиться с осторожностью: не всегда понятны критерии оценки того или иного вуза.
В этом году был очень высокий средний балл, с которым в наш университет поступали абитуриенты. Хочется, чтобы этому баллу наши студенты-первокурсники соответствовали.
Высоко оценены наши преподавательские успехи. Три значимых для нас образовательных программы «Электроника и наноэлектроника», «Конструирование и технология электронных средств» и «Информатика и вычислительная техника» оказались в числе победителей во всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России», организаторами которого являлись редакция журнала «Аккредитация в образовании» совместно с Гильдией экспертов профессионального образования и Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации. Первые два направления вошли в одноимённый справочник в качестве лучших по всей стране.
Каждый год, как правило, университет достигает высоких научных результатов. В этом году МИЭТ стал единственным вузом, который отмечен на всероссийской выставке вооружения, военной и специальной техники в Нижнем Тагиле. Разработка, представленная нашим университетом – роботизированная машина для тушения пожара. Это 60-тонный агрегат, который может управляться дистанционно и действовать в автоматическом режиме. При этом немаловажно, что он может вместить до 25 тонн жидкости для пожаротушения.
- Какие проекты развития для университета запланированы на следующий год?
- В следующем году к своему завершению подойдёт программа Национального исследовательского университета. На ближайшие годы в учебном процессе приоритет будет сделан на развитие магистратуры. Также важным направлением останется развитие международных отношений и программы «двойных дипломов».
- Скоро закончат обучение последние группы студентов, поступивших на специалитет. А какая программа обучения нравится больше именно Вам – бакалавриат и магистратура или специалитет?
- В своё время мы учились пять с половиной лет. Семь семестров из них – 36 часов в неделю, а не 27, как учатся студенты сейчас. Сокращение часов я однозначно не считаю плюсом. Получается, студент дома должен сам отрабатывать те девять часов, которых его лишили. С восьмого по десятый семестр мы учились в режиме «3 дня учёбы – 3 дня практики». Как вы понимаете, наша система была похожа на магистратуру. Поэтому всё новое – это, в какой-то степени, хорошо забытое старое.
С другой стороны, сейчас в магистратуру пойдут далеко не все. Неважно учишься, не хочешь учиться – получи диплом бакалавра. Хочешь учиться, развиваться, заниматься научной работой – соответственно, иди в магистратуру. Но, к сожалению, наша экономика, наши работодатели бакалавра пока не воспринимают. Его место в нашем обществе ещё не определено. Хотя я знаю людей с дипломами бакалавра, успешно работающих за границей, повышающих квалификацию и растущих по службе.
Если сравнивать экономическое и инженерное направления, то, с моей точки зрения, экономика или менеджмент – это образование, а инженерные направления – это специальность. Для того, чтобы получить образование, может быть, достаточно бакалавриата, а дальше – постепенно развиваться в той области, в которую вы попадёте. Но для того, чтобы найти достойное место в инженерной сфере, всё-таки нужно быть хорошим профессионалом и желательно пройти обучение в магистратуре.
- Как вы оцениваете уровень образования в нашем университете?
- Вопрос, на который можно либо ответить «хорошо», либо говорить очень долго. Я считаю, что качество достаточно высокое для тех студентов, которые хотят учиться. Образование насильно никому не навяжешь. Его нужно брать. Я иногда говорю на посвящении в студенты: «Заберите все знания, что вам здесь дают и унесите. Это будет ваш багаж на всю жизнь». Поэтому, кто хочет получить качественное образование, тот его получит.
Качество образования я, в первую очередь, оцениваю по выпускникам. Успешные выпускники – это главный признак хорошего образования. А таких у МИЭТа немало.
Сейчас на кафедру ИЭМС вернулся и недавно защитил докторскую диссертацию Валерий Петрович Тимошенков. Он высококлассный специалист. Сейчас он у нас, чему мы очень рады: человек проработал совершенно в другой среде и имеет неоценимый опыт.
Выпускники университета Глиндор
- Планируете ли вы дальше развивать связи с иностранными университетами в рамках программы «двойных дипломов»?
- Да, планируем. Вы, наверное, знаете, что наши студенты уже второй год подряд успешно учатся в университете Глиндор. Сейчас такие программы обсуждаются с университетом Сапиенца (Италия), университетом Карла Линнея (Швеция) и с политехническим университетом Каталонии (Испания).
- Какие у западных технических вузов есть преимущества перед нашим университетом, и догоним ли мы их когда-нибудь качеству организации учебного процесса, качеству общежитий?
- Я не могу сказать, что наша организация учебного процесса сильно уступает западной. Но благополучие университета во многом зависит от его финансирования, а оно, в свою очередь, зависит от состояния экономики страны. За последнее десятилетие МИЭТ участвовал в нескольких программах по развитию университета. Это позволило вложить в учебное, исследовательское и технологическое оборудование около четырёх миллиардов рублей.
Что касается общежития, его тоже кто-то должен финансировать. Либо государство, либо люди, которые там живут. Известно, что в США оплата за месяц проживания в общежитиях приличных университетов составляет около полутора тысяч долларов. По мере развития экономики, а соответственно по мере появления денег у университета, будут меняться условия проживания студентов в общежитии.
- Есть ли положительные изменения в общежитии за последнее время, и планируется ли расширять его территорию, увеличивать количество мест?
- О положительных изменениях знают студенты старших курсов. Два-три года назад, например, в окнах не было стеклопакетов, а их замена не так дёшево стоит, уверяю вас. Я знаю, что в студгородке есть немало мест, которые нужно ремонтировать. К сожалению, всё упирается в финансовый вопрос. А насчёт расширения территории, мы рассматривали всяческие проекты и, в конце концов, пришли к выводу, что, даже при наличии средств, если снять переходы между корпусами и поставить две широких башни, всё равно придётся частично людей отселять. Это значит, что на достаточно длительный промежуток времени нужно уменьшать число мест в общежитии, чего делать нельзя. Поэтому сейчас идут предпроектные работы по развитию нашего кампуса, стадиона и прилегающей к нему земли.
- На прошлой встрече мы с Вами обсуждали проблему недостаточной квалификации преподающих магистров и аспирантов. Есть ли какой-то прогресс по сравнению с предыдущим годом?
- В прошлом году я провёл беседы с заведующими кафедрами, на которые поступали жалобы. О том, как обстоит ситуация сейчас, я могу узнать только по обратной связи с вами. С моей точки зрения, безнравственно магистру или аспиранту, вчерашнему студенту, вести себя по отношению к нынешним студентам с высокомерием. Понятно, что у молодых преподавателей пока мало преподавательского опыта, но компенсировать это своими амбициями я считаю неправильным.
- Как Вы оцениваете уровень заработной платы преподавателей нашего вуза? Не секрет, что многие из них работают также и в школах. Это их личная инициатива или им, возможно, не хватает нынешнего заработка?
- Я могу так сказать: преподаватель в России (и в МИЭТе, в том числе) сильно недооценён. Это одна из причин слабости некоторых университетов. Основной составляющей заработной платы преподавателя является бюджет. С другой стороны, здесь играет большую роль особенность Москвы: школы находятся на богатом городском бюджете, а вузы – на федеральном.
Можно отметить два плюса от работы преподавателя в школе. Первый: он идёт зарабатывать своей профессиональной деятельностью. Второй: в наиболее сильных школах Зеленограда математику и физику ведут преподаватели МИЭТа. Такая ситуация позволяет нам поднимать уровень школьного образования у будущих абитуриентов, что очень важно для МИЭТа.
- В некоторых вузах на лекциях бывает перерыв в 5 минут. Как Вы относитесь к подобному введению?
- Так было в течение многих лет. Изначально МИЭТ строился на приём 500 человек в год, а сейчас мы принимаем около 1000 студентов. Вся проблема в нехватке аудиторий и уплотнении расписания, ведь в течение дня эти пять минут выливаются в час. Мы, конечно, можем начинать учёбу в 8 утра, но вряд ли студенты хорошо к этому отнесутся. Теоретически всё возможно, но нужно найти время. Допустим, будем учиться с 9:00 до 21:00. Или, например, обучение в магистратуре ряда специальностей можно перенести на вечернее время, так как почти все магистры работают. Если у студентов есть серьёзные мысли, то можно собрать рабочую группу и поработать над расписанием.
- В некоторых лекционных помещениях первого корпуса стоит неблагоприятная температура для учебного процесса. Многие студенты жалуются на холод. Будут ли предприниматься меры для решения этой проблемы?
- Эта проблема появилась буквально пару лет назад, но её истоки понятны: МИЭТ – проект очень красивый и, безусловно, уникальный для 70-х годов, но он не рассчитан на нашу климатическую зону. Большие площади остекления требует усиленного отопления. Стены тоже достаточно тонкие. Все корпуса МИЭТа топятся не только и не столько батареями, сколько приточной вентиляцией. Государство не в полном объёме финансирует оплату энергоресурсов, вуз должен оплачивать значительную часть самостоятельно. На выходные из-за экономии приходится снижать температуру отопления, поэтому в понедельник бывает холодно. Но мы обязательно ещё будем разбираться с этим вопросом.
- Недавно на некоторых сайтах Зеленограда появилась информация о том, что МИЭТ собираются обносить оградой. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Не стоит забывать, что на данный момент существует проблема терроризма. Ни у кого в Зеленограде не вызывают вопросов заборы вокруг школ. Ещё одна проблема – вандализм: бьют стёкла, оставляют граффити, в том числе и на стенах корпусов МИЭТа.
Мы получили предписание от соответствующих правоохранительных органов – оградить территорию. Конечно, никто не собирается ставить сплошной металлический забор. Ограда будет начинаться в районе перехода со стороны Солнечной аллеи и заканчиваться за спорткомплексом, чтобы не нарушать общий архитектурный ансамбль. Естественно, на площади никакого забора не будет. Но пока это обсуждается на стадии проекта. Хочется сделать это качественно.
- Сейчас в библиотеке из-за снега на крыше ощущается нехватка света даже с искусственным освещением. Раньше в библиотеке стояли настольные лампы. Планируется ли их как-нибудь вернуть?
- Несомненно, в библиотеке, особенно вечером, довольно темно. Я постараюсь решить этот вопрос. Возможно, вскоре их удастся поставить хотя бы на часть столов.
- Совсем недавно прошла неделя, посвящённая 48-летию МИЭТа. А через два года ожидается юбилей. Планируется что-нибудь особенное к этой дате?
- Конечно, 50-летие мы должны отметить шире, чем любую другую годовщину до этого. Мы выпустим книгу о МИЭТе, проведём серию научно-технических конференций, придумаем насыщенную культурную программу. Хотелось бы, чтобы преподавательский состав был отмечен, в том числе госнаградами. Очень большие надежды у меня на Ассоциацию выпускников МИЭТ.
- Новый год у студентов ассоциируется с зимней сессией. А как Вы в своё время готовились к экзаменам?
- Я окончил университет с красным дипломом. Учился прилично, а на первом и пятом курсах был отличником. Наше время сильно отличается от вашего тем, что не было такого количества соблазнов, развлечений. Существовала чёткая установка: учиться. Нужно иметь мотивацию и знать свою цель и достигать её.
- Наш традиционный вопрос: что Вы можете пожелать студентам и сотрудникам нашего вуза?
- Прежде всего, я всем всегда желаю здоровья. Студентам, конечно, успешной сдачи сессии и не забывать о том, что в МИЭТ вы пришли учиться. И учиться вы должны, в первую очередь, для себя, для того, чтобы все полученные знания помогли в дальнейшем стать успешными в вашей прекрасной и долгой жизни. Успехов в учёбе и ответственного к ней отношения! Всем желаю хорошего, успешного Нового года!
Беседовал коллектив редакции