На первом курсе я просил у заместителя декана МПиТК разрешение пересдать экзамен. На втором курсе узнал, что он ещё и декан факультета ОИГ, а также профессор кафедры вычислительной техники. На третьем я сижу в деканате и спорю с ним о необходимости цензуры. Как уже многие могли догадаться, зовут его Сергей Андреевич Лупин.
О студенчестве
• Родился в Москве, в Зеленограде оказался в 1968 году, а поступил в МИЭТ в 1975-м.
• Честно говоря, хотел в МГУ на биофак. Но, съездив два раза, понял, что поездки в Москву на учёбу – не для меня.
• Когда было лучше, при СССР или сейчас? Ответ очень простой: я тогда был моложе, а всё, что связано с молодостью человека, только если он не испытывал жутких трудностей в детстве, это всегда прекрасно. Мне жилось в СССР замечательно.
• Заканчивал кафедру микроэлектроники, о чём нисколько не жалею. Нам давали образование широкого профиля, от элементов до сложных электронных комплексов. Сейчас, правда, ощущаю некоторую нехватку знаний, например, в практическом программировании. Приходится всё время учиться…
• Есть индивидуалисты, а есть коллективисты. Я, наверное, отношусь ко второй половине.
• Студенты сейчас очень индивидуализированы. В моё время тяжело было это представить. Если кто-то научился решать задачку, то к вечеру это будет уметь вся группа.
• При социализме не было столь выраженной конкуренции. Может, дело в том, что мы были уверены, каждый из нас найдёт место на рынке труда.
• После окончания института выпускников распределяли на работу. Декан приглашал нас в кабинет и говорил, кто и куда должен идти, иногда предоставляя право выбора. Меня оставили работать преподавателем, что для меня оказалось сюрпризом.
О магистратуре
• Нельзя сужать мировоззрение до коридорчика, в котором ты не можешь двигаться ни вправо, ни влево. Кругозор должен был широким.
• Бакалавриат уравнивает шансы студентов. Это своего рода фундамент. А потом уже каждый решает для себя, какой на нём построить дом — чем заниматься в дальнейшем.
• Не у всех есть способности к умственному труду. Если у человека не складываются отношения с физикой, нельзя говорить о его глупости. Надо поискать себя в другой области. Например, сколько бы я ни тренировался, всё равно не стану чемпионом по прыжкам в высоту. Что, меня позорить за это надо?
• МПиТК первым в МИЭТе начал учить магистров. Первая группа магистров была очень сильная, почти все окончили институт с красным дипломом.
• Инженер производит продукт. Магистр же больше нацелен на производство мысли.
• Нельзя превращать магистратуру в институт, куда берут всех подряд. МИЭТ этим, слава богу, не страдает.
Об инженерах и технике
• В России нет промышленности, которая была в СССР.
• Чтобы профессия инженера снова стала востребованной, надо начинать именно со спроса – возрождения промышленности. Без этого университеты будут работать на те страны, в которых спрос на инженеров есть.
• Инженер без практики – ноль.
• Мне нравится обстоятельный подход компании Intel. Это не сиюминутное получение прибыли, а продуманное стратегическое планирование.
• Можно из цистерны сделать такси? Конечно, воду слей и садись. А в грузовике можно воду возить? Да, но нужно заполнить его баками. Что удобнее? Грузовик – универсальное средство: лавочки поставили – посадили людей, канистры поставили – повезли воду, вынули канистры – кирпичи повезли. На мой взгляд, Intel выпускает такие универсальные грузовики. Графические ускорители в таком случае можно сравнить с цистернами.
• Мы не можем бесконечно повышать тактовую частоту, уже исчерпаны возможности технологии по уменьшению размеров – выходим на атомный уровень. Сегодня в области вычислительной техники мы ходим по кругу и повторяем те решения, которые были придуманы в эру мейнфреймов...
• Конечно, это не значит, что надо прекратить дальнейшие исследования в этой области, прогресс не остановить. Надо искать другие подходы!
• Понимание того, что мы можем строить суперкомпьютеры, используя многоядерные технологии – наборы маленьких, но при этом мощных вычислителей, даёт нам возможность уверенно смотреть в будущее. Ближайшее. Что последует за этим, пока сказать трудно. По крайней мере, мне…
• Сегодня университеты могут выпускать очень много программистов, поскольку требования к ним по сравнению с далёкими 60-ми годами снизились. Тогда программист был математиком или физиком. Сейчас долго учить специалиста очень накладно. Поэтому не теряет популярности такой подход — «Давайте быстренько научим человека азам программирования, а остальное сделает транслятор. Он и ошибки исправит, и код оптимизирует».
•Чтобы заставить работать суперкомпьютер, рядом с программистом надо посадить математика, чтобы сделать новый параллельный алгоритм. А еще и вычислителя, который понимает процессор, чтобы он сказал, что же не устраивает в алгоритме. Примечательно, что выпускники МПиТК вполне могут составить подходящую команду! И конечно, прикладника, который должен сказать, что же мы собственно будем считать. Без такой кооперации в ближайшие десять лет использование процессоров не будет эффективным. Универсальных специалистов – тех самых программистов 60-х, сегодня никто не готовит.
О вере
• Вера, в любом случае, лучше, чем неверье.
• Почему человек задаётся вопросами веры? Он облегчает свою жизнь, отвечает на мучающие его вопросы. Если легче ответы видеть в в религии, то пусть так и будет. Это лучше, чем совсем не искать ответы. Но мне тяжело понять, когда человек ограничивает свою жизнь только рамками религии. Мне кажется, наше предназначение шире, чем только служение Господу.
О цене труда
• Как ни странно, к интернет-пиратству я отношусь положительно. Думаю, что многие люди скачивают бесплатно не потому, что им жалко денег. Они просто уверены, что ЭТО не стоит таких денег.
• Существует огромный дисбаланс в цене различных продуктов человеческого труда.
•Про соотношение зарплат профессоров и футболистов. Нас учили, что есть некий общественный договор, который устанавливает эквивалентность труда. Кто его подписал? Я просто не могу поверить, что один футболист способен заменить тысячу профессоров. Обратное гораздо более вероятно. Конечно, уравниловки быть не может, но и таких диких перекосов тоже. Принцип «от каждого по способностям, и каждому по потребностям» звучал очень заманчиво… Жаль, не получилось.
О системах управления и телевидении
• Единственное, чего я не понимаю – «голубизны». Я не призываю их убить, просто надо прекратить об этом говорить. Не надо устраивать из-за этого ажиотаж, показывать по телевизору. Просто НЕ НАДО. Своего рода табу.
• Это не позиция страуса. Кто хочет – пусть смотрит, но я не хочу этого видеть.
• Я бы не назвал это цензурой. Чистоплотность. В СССР тоже совершалось немало преступлений, но общество находило иные темы для обсуждения. Чтобы быть чистым, надо умываться. А грязным человек станет без труда.
• Самый простой путь решения проблем в системах управления – запретить движение. Чем проще всего управлять? Статичным объектом.
• Как хорошо было бы преподавателям, если бы студентам вкалывали уколы. Пришёл на лекцию, сидит, слушает, не разговаривает. Мне хорошо, им – плохо. «Да что он там несёт? Ерунду какую-то городит, потом спишу, сейчас мне интереснее с соседкой поговорить». Но с точки зрения управления – прекрасно: укольчик – внимание на полчаса – следующая группа.
О себе
• Я не меломан. Слушаю советские песни.
• После определённого возраста у людей появляется склонность к философствованию.
Павел Алексеев