Шаг. Ещё шаг. Вспышка света и оглушительный рёв в ушах. Толчок в спину. Вот и скамья. Теперь можно отдышаться. Кто я? Что здесь делаю? Над вопросом: где я, можно даже не пытаться задумываться: бессмысленно. Так, кажется, идёт суд. И роль обвиняемого досталась мне. А что за дело? Вспомнил! Дело о «жестоком обращении и покушении на убийство грамотности»!
Трибуны неистовали. Пытаясь увидеть своих противников, отрываю взгляд от выложенного чёрно-белой плиткой пола и, прищурившись, обвожу зал глазами. Он как в футболе разделён на секторы. Забавные для данной ситуации подписи: фонетика, синтаксис, орфография, морфология, лексика.
Кто это? Взоры странных скрюченных существ были направлены на меня. Их крики адресованы мне. Сквозь общий шум, прорывались отдельные фразы:
- Требуем правосудия!
- Ты издевался над грамотностью!!!
Начинаю лихорадочно соображать. О чём они? Как можно издеваться над грамотностью? Гнев такой, будто она живое существо. Нет, не виновен… И потом, почему я? Уж кто-кто, а я хотя бы не забывал об элементарных правилах.
Два тяжёлых удара где-то в глубине зала и строгий голос: «Всем встать! Суд идёт!».
Через боковую дверь вошёл вселенский старец с самой длинной бородой в мире. Чёрная мантия и строгий белый воротничок делали его похожим то ли на одного из преподавателей Хогвартса, то ли на католического священника. Однако, несмотря на древний вид, живые глаза смотрели проницательно, а очков не было и в помине. По бокам от судьи, шли четыре старца помоложе в серых накидках.
Все сели на свои места. Судьи разложили документы.
- Подлежит рассмотрению уголовное дело о «жестоком обращении и покушении на убийство грамотности». Не будем тратить время на пустые монологи, а перейдём к сути. Обвиняемый Иван Владимирович Попадалов, что Вы можете сказать в своё оправдание?
Мне удалось скрыть дрожь и с достоинством выдержать небольшую паузу.
- Я не признаю своей вины! – по залу прокатился возмущённый шёпот. – Более того, я считаю, что данное дело существенно раздуто! Как можно обвинять меня в попытке убийства того, чего материально не существует?!
Судья прищурился.
- То есть Вы хотите увидеть грамотность?
- Да!
- Да будет так. Я прошу пригласить в зал потерпевшую!
Я понял, что окончательно сошёл с ума. В зал действительно вошла она! У живой грамотности был маленький рост и полные печали глаза. От неё веяло пылью книжных полок. Длинные светлые волосы струились подобно шёлковому полотну до самого пола. Люди (если это были они), рядом с которыми она проходила, приосанившись, замолкали.
Грамотность села напротив меня. Тут я сообразил, что неплохо было бы закрыть, наконец, рот.
- Вы удовлетворены? – съехидничал один из «молодых» старцев.
Мой утвердительный ответ послужил продолжением речи судьи.
- Итак, Иван Владимирович, спрошу ещё раз: Вы признаёте свою вину?
- Нет! Всё равно не признаю!
В эту минуту меня пронзили молнии печальных глаз, однако я решил высказать всё, что накопилось.
– Почему вообще вы судите меня? Я не лучше и не хуже других. В своё время изучал русский язык в школе. Соблюдаю, по крайней мере, стараюсь, основные правила! Регулярно читаю!
- Иван Владимирович, я постараюсь ответить, чтобы Вам стало понятно положение вещей. Джентльменов грамотности осталось несколько десятков. Преступления против неё люди совершают ежедневно. Наш комитет выбрал одного – Вас. На этом месте сейчас мог бы стоять любой другой человек. Как было правильно сказано, Вы не хуже и не лучше других, но так же, как и многие, Вы регулярно совершали противозаконные действия по отношению к грамотности и были уверены в том, что Вы правы! Посмотрите! Грамотность умирает. И в сложившейся мозаике преступлений есть существенная деталь Вашего участия!
Но давайте проверим правдивость Ваших слов. Судья хлопнул в ладоши, и не успел я возразить, как знакомые события замелькали перед глазами:
Подруга трясёт перед носом замечательной книгой внушительных размеров и просит прочитать. Ей интересно моё мнение. Я, ссылаясь на учебные нагрузки, морщусь и отказываюсь. На самом деле мне просто лень, уже несколько месяцев не брал книг в руки.
В интернете просматриваю только начало новостных статей и описания фильмов.
Переписываюсь по работе в социальной сети. Устав объяснять свою позицию в долгом обсуждении, перехожу на разговорный язык без соблюдения каких-либо правил. Так быстрее и проще.
Ещё несколько подобных случаев... Да что же это такое???
- Это, Иван Владимирович, подлинное преступление против грамотности! Язык – одно из самых удивительных и могучих орудий в руках человечества. Однако, как и всяким инструментом, пользоваться им нужно умело, изучив предварительно все особенности, пройдя долгий путь по всем его разделам. А грамотность – его главная спутница и помощница!
Халатность, преступная лень, подлинное искажение и несоблюдение правил русского языка привело к тому, что Ваша грамотность сейчас находится на грани жизни и смерти!
Зал взорвался. Каждый второй требовал смерти. Мне хотелось только одного: стать маленьким и незаметным. Я понял свою вину, но как теперь всё исправить? Она, сидевшая напротив меня, бледнела и таяла на глазах!
Старики совещались. Поднялся со своего места грозный судья.
- В силу сложившейся ситуации у нас остаётся только одно решение: Вам предстоит долгий путь обретения знаний.
Я облегчённо вздохнул.
- И первое испытание начнётся прямо сейчас. Если Вы справитесь с заданиями, сможете пройти дальше, если нет – останетесь здесь навсегда, как требуют того наши многоуважаемые зрители.
Грамотность чуть слышно всхлипнула и ласково посмотрела на меня. Стало стыдно и жарко. Воздуха не хватало.
- Вы готовы?
- Начнём, чуть слышно сказал я.
Екатерина Кесарева
Предлагаем тебе помочь главному герою и вместе с ним пройти испытание, которое поможет тебе определить, в каком состоянии находится твоя грамотность. Первые два человека, приславшие правильные ответы на inversia@miee.ru, получат по два билета в театр.
1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
а. Нельзя было (НИ) ЧЕГО изменить в этом голосе, (НЕ) ИСПОРТИВ его.
б. Николаю всё (НЕ) УДАВАЛОСЬ успокоиться, и (НЕ) ЛОВКО было приступить к разговору.
в. Крестьянские избы совсем легли (НА) БОК (ТАК) ЖЕ, как и владельцы их.
г. И Касьян приходил в смятение, (ПО) ЧЕМУ ему так (НЕ) ПРИЯТНО и тягостно.
2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
а. догон..шь, озадач..вший
б. разбуд..шь, омыва..мый
в. беспоко..шься, подстрел..нный
г. шепч..шься, расчист..вший
3. Дайте, пожалуйста,
а. один чёрный кофе
б. одно чёрное кофе
4. После уборки мы повесили на окна
а. красивый тюль
б. красивую тюль
5. Пары танцуют под
а. акомпанимент
б. аккомпанемент
в. аккомпанимент
6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
а. пр..чудливый, пр..брежный, пр..следовать
б. бе..конечный, в..карабкаться, не..говорчивый
в. расп..ложенный, в..образить, пр..бабушка
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а. Герой, (не) навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
б. (Не) понятное нам правило трудно запомнить.
в. Так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
а. кле..шь, знач..мый
б. задерж..шься, обурева..мый
в. выстриж..шь, несмолка..мый