Самое яркое воспоминание, связанное с Татьяной Владимировной Соколовой, произошло на сессии: тогда она посмеялась над моей неподготовленностью, потом резко стала серьёзной, её взгляд был полон осуждения. «Придёте на пересдачу», – последние слова, которые я услышал перед тем, как с позором покинул свой первый экзамен. Сейчас я сижу и с восторгом слушаю, что говорит мне эта вечно улыбающаяся женщина, смеюсь над её шутками и понимаю, что зря не уделил нужного количества сил и времени на математический анализ.
• Мат. анализом занимаюсь фактически всю жизнь.
• Харизма для преподавателя очень важна.
• Занятий на четвёртом курсе уже не было – научная работа после третьего курса, все занимались наукой в институтах.
• Родилась в Новосибирске, а в Москву попала через Санкт-Петербург.
• В связи с рождением детей аспирантура растянулась на восемь лет.
• Младшему ребёнку было полтора года, а я спокойно защитила диссертацию и вышла на работу в Москве.
• Очень люблю море.
• Я перестала плавать далеко от берега, потому что я плыву, решаю в голове задачку, потом раз… люди, где вы? И как-то не по себе, когда берег виден, а люди – уже нет.
• Перечитывала по многу раз собрание сочинений Стругацких. От начала до конца, от конца к началу. Грустно, что сейчас многие даже не слышали о них.
• С литературой у нас особые отношения: когда я училась в школе, моя учительница русского языка очень хотела, чтобы я пошла в лингвистику.
• Зеленоград, на самом деле, всегда был в оппозиции. Процент думающих людей здесь в среднем больше чем по Москве.
• Моя преподавательница политэкономии сказала: «Женщина может не достичь каких-то карьерных высот, но если она скажет, что родила и воспитала детей, то она может считать, что её жизнь прожита не зря».
• Я действительно счастливый человек. Мне удаётся сочетать семью и любимую работу, которая приносит удовольствие.
• Как-то накануне восьмого марта я вот точно также брала интервью у своих преподавателей для нашей студенческой новосибирской газеты.
• Моё хобби – решать задачи.
• Когда нечего делать и хочется подумать, захожу на braingames.ru. Никогда не любила физику, но благодаря этому сайту почувствовала её вкус.
• Я очень люблю театр. Последнюю постановку смотрела весной, в московском ТЮЗе: «Чёрный монах» по Чехову. Игралась пьеса авангардно – в бельэтаже.
• В последнее время стала проводить такой эксперимент: я прошу школьников перед летними каникулами написать список литературы, которые они мне рекомендуют прочитать.
• Школьная программа немного выхолащивает произведения и отношение к ним. Я со школы Толстого не открывала. Зато в прошлом году стала читать у него всё подряд.
• В молодости всё воспринимается по-другому.
• В моей семье читают все, особенно дети. Куда больше, чем мы, что не очень, наверное, характерно для вашего поколения.
• Нельзя сравнивать среднестатистические показатели со своим кругом общения.
• Я не понимала, когда осуждали молодёжь. А потом осознала, что я вижу не всех, а только лучшую часть.
• Говорят, что сейчас молодёжь другая, что-то стало хуже, да и вообще всё не так. Точно так же, 30 лет назад, старшее поколение брюзжало и по поводу нас.
• Поколение от раза к разу становится лучше. Вот чем ваше поколение отличается от предыдущего? Вы лучше знаете, что вам нужно от жизни, меньше разбрасываетесь, умеете ставить цели и самостоятельно их добиваться, отметая ненужные вещи.
• Читать лекции – это значит, что-то тихо у доски вещать самой себе. У меня же всегда с аудиторией диалог. Знаете, почему? Потому что мне скучно, хочется пообщаться. Очень важна реакция аудитории.
• Хорошие шутки витают в воздухе.
• Перед одним из капустников родилась замечательная шутка: «Женщина – это объективная реальность, данная нам в ощущениях». В итоге она не была использована, потому что буквально за неделю до этого она пришла в голову физтеху. Они её успели озвучить – авторство принадлежит им.
• Ты это умеешь делать? Не умею, дайте месяц, и я смогу.
• У нас очень хороший друг, который закончил мехмат в Питере, а потом ушёл в журналистику. Математик. В журналистику. Сейчас он главный редактор и уже давно сказал, что при выборе на должность аналитика из выпускника мехмата и выпускника журфака, он, конечно, возьмет первого.
• Запомнить математику – бессмысленное выражение.
• Я сама не помню тригонометрические формулы. Но если я знаю, как они выводятся, то потрачу на это время. Или просто загляну в справочник.
• Основная проблема ребят в том, что они не приучены получать удовольствие от мышления как от процесса.
• Не нужны кодеры, которые не умеют решать задачи. Надо одновременно делать и то, и другое. Математика даёт другой взгляд на вещи. Это агитация на кафедру ВМ.
• Я не играла в КВН, но успела пообщаться с этими ребятами. Моё отношение к жизни и поведение во многом этим продиктовано.
• Андрей Бочаров (вспомните роль «сынульки» из сериалов «33 квадратных метра») на одной из встреч выпускников новосибирского университета сказал мне: «Таня, передай своим студентам, пусть они учат математику, а то окажутся так же, как и я: без образования».
Одна из любимых задач, потому что... Впрочем, кто решит, тот поймёт, почему.
Дана шоколадка, состоящая из NxM плиток (причём плиток как минимум две), плитка в левом нижнем углу ядовитая. Двое по очереди отламывают куски шоколадки и съедают их. За каждый ход игрок выбирает одну из оставшихся плиток, отламывает и съедает её и все плитки, расположенные не ниже и не левее выбранной. Тот, кто будет вынужден съесть ядовитую плитку, проигрывает. Кто победит при оптимальной игре обоих?
Павел Алексеев