Фотографы: Мария Галеева, Лев Никифоров
В прошлом номере мы вспомнили, как же всё-таки здорово получать и отправлять настоящие открытки. Продолжим нашу «аналоговую» тему рассказом об ещё одном интересном занятии, для кого-то – хобби, а для кого-то – искусстве. Встречайте – плёночная фотография.
Всё началось в 1826 году, когда Жозеф Нисефор Ньепс с помощью камеры-обскуры сделал первый в истории человечества снимок на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. На фотографии изображён простой вид из окна – городские крыши, а снимок создавался целых 14 часов!
Сегодня фотографию можно сделать на что угодно. К сожалению, в наше время очень популярно идти по пути автоматизации. Не знаю, виновата ли в этом всемирная лень или просто такова судьба любой развивающейся цивилизации, но дело в том, что с появлением различных авторежимов для большинства людей искусство фотографировать обесценилось. Я не говорю о профессиональных фотографах, я говорю о тех, кто так любит делать фотографии себя в зеркале, пользуясь хорошими фотоаппаратами только в режиме «auto». С плёночной техникой такое ни в коем случае не пройдёт: получить хорошую фотографию можно только при должном внимании и хотя бы минимальном старании.
С чего же начать? Конечно же, с выбора фотоаппарата. Лично я советую вам брать сразу полноценные аппараты, например, такие, как советские «Зениты». Если вы научитесь фотографировать на них, то в дальнейшем справитесь почти со всеми другими. Чем замечательны «Зениты» – их не сложно найти. Кстати, плёночных фотоаппаратов существует невероятное множество, и это множество очень интересно исследовать. Если вам хочется создавать интересные фотографии, то всё зависит только от того, насколько необычный фотоаппарат вы сможете найти. Панорамные фотоаппараты, стереоаппараты, аппараты с тремя или даже восемью объективами, мгновенные фотоаппараты, ломофотоаппараты – в общем, широкий простор для творчества.
После того, как мы выбрали себе нового «фотодруга», стоит позаботиться о его внутреннем наполнении. Речь пойдёт о плёнке. Два самых распространённых поставщика на сегодняшнем плёночном рынке – Kodak и Fujifilm. Лично я предпочитаю первую, так как фотографии с неё получаются тёплыми и жёлтыми, тогда как со второй они более холодных оттенков. Не забывайте, что плёнку можно засветить, то есть банально испортить, поэтому не открывайте заправленный фотоаппарат – всё равно без проявки вы ничего там не увидите.
Итак, у вас есть фотоаппарат и плёнка. Теперь вам придётся познакомиться с такими понятиями, как светочувствительность, экспозиция, диафрагма, выдержка и фокус. Если для современных цифровых фотоаппаратов светочувствительность может широко ранжироваться, то для рассматриваемых в этой статье она будет определяться параметрами купленной плёнки. Итак, плёнка с параметром ISO 100 подойдёт для съёмки в солнечную погоду или со вспышкой, с параметром ISO 200 – для съёмки на все случаи жизни, с ISO 400 – для фотографии в меньшем освещении. Стоит заметить, что чем выше число ISO, тем больше потом «зернистость» фотографии.
Экспозиция определяется двумя параметрами: величиной диафрагмы (отверстия с изменяемыми размерами) и выдержки. Выдержка выражает длительность попадания света на плёнку, размер диафрагмы – количество света. Чем сильнее прикрыта диафрагма, тем меньше через неё проходит света, тем больше получается глубина резкости на фотографии (объекты видны чётко не только в фокусе), и наоборот. Чем больше стоит выдержка, тем дольше свет попадает на плёнку, тем светлее получаются объекты. Важно помнить, что быстродвижущиеся объекты снимают при малых значениях выдержки: от 1/125 секунд и меньше. Как же понять, какие параметры выставить на фотоаппарате, чтобы фотография получилась достаточно светлой и чёткой? Для этого существует встроенный экспонометр, который позволяет подобрать значения диафрагмы и выдержки друг относительно друга.
Не забывайте про такую простую вещь, как фокус. Дальность фокусировки зависит от параметров объектива, которым вы пользуетесь. Чем точнее вы настроитесь на выбранный объект, тем чётче он получится на фотографии. После того, как отщёлкаете всю плёнку, можете смело сматывать её всё также внутри фотоаппарата, пользуясь специальными приспособлениями, и нести её в любую фотолабораторию на проявку и последующую оцифровку. При оцифровке фотографии отсканируют, запишут на любой электронный носитель, и вы сможете оценить долгожданный результат.
Лев Никифоров (МП-23): «Пару лет назад я посетил сайт lomography.ru, просмотрел много фотографий, прочитал несколько статей и очень загорелся идеей ломографии. В марте этого года в процессе интернет-шоппинга случайно увидел плёночный фотоаппарат Disderi 3 Lens Robot, в котором меня привлекло наличие трёх объективов (при съёмке в одном кадре получается сразу три фотографии), простота съёмки и небольшая цена. И я понял: хочу! Не прошло и месяца, как он оказался в моих руках. Сразу же была куплена самая простая плёнка Fujifilm, которая закончилась буквально за несколько дней.
Ломография интересна тем, что не надо задумываться и «целиться». Просто нажимаешь на кнопку спуска затвора и всё! И затем пребываешь в томительном ожидании, когда же, наконец, отщёлкаешь плёнку, проявишь, оцифруешь и увидишь все те счастливые, запечатлённые тобой, моменты!
Сейчас фотоаппарат всегда со мной, и я делаю на него интересные случайные снимки!»
Не теряйте крышечку от объектива и удачных вам снимков!
Мария Галеева