Если вы читаете эту заметку и отмечаете про себя, что бумага, на которой она напечатана, желтее обычного – не удивляйтесь: тема под стать цвету. Вот, что я вам скажу: МИЭТ – отличный вуз, поверьте, я видел другие и слышал про них достаточно. Но никакие хвалебные речи не заставят меня закрыть глаза на то, отчего зубы судорогой сводит, когда я сталкиваюсь с этим в стенах университета. И готов спорить – вас это раздражает не меньше.
Значит, будем долго жить
Что я вижу прежде, чем зайду в МИЭТ? Огромные красивые часы? Уникальную архитектуру? Красный рижский кирпич?
Нет, усыпанную окурками площадь. Думаю, Шокин не был бы рад, что его наследие, ещё его же именем и названное, так бездарно превратилось в курилку. Надо отметить, пару лет назад администрация решила очертить белой линией зону для курильщиков. Затея, в целом, была неплоха, но особым успехом не увенчалась: многим по-прежнему проще покурить прямо перед лестницей. Да и по зиме не всегда реально урну отыскать в сугробе, и всё это в целом как-то сводится под общий знаменатель равнодушия. В этом равнодушии, по моему скромному не экспертному мнению, корень столь многих проблем нашего родного вуза. Среднему человеку, будем откровенны, чхать на собрата, а ведь что может быть проще, чем прицелиться в урну или выйти покурить за пределы туалетных комнат?
Кстати, вот, о туалетных комнатах.
Дело не в клозетах
Чего говорить, удар пришёл, откуда не ждали. Мальчики никогда не бывали в туалетах девочек, а потому думают, что там всё хирургически чисто и стерильно – особенно, в сравнении с их собственными уборными. Если бы наши парни увидели, что творится в дамских комнатах, они бы начали обходить всех представительниц противоположенного пола по параболе. В этом месте я должен написать, что к нам в редакцию попали шокирующие фотоснимки из женского туалета, и это было бы забавно, если бы не было так удручающе. Написанные ровным девичьим почерком послания на дверях кабинок, сами кабинки, превращённые в огромные пепельницы, грязь и разруха… Знаете, я уже достал учебник по матану и практикуюсь в фигурной ходьбе.
И если бы это всё касалось только женских уборных! Представьте, в мужских дела обстоят не многим лучше. Вообще, наши water closets – притча во языцех. Помнится, несколько лет назад студсовет обращал внимание администрации на проблемы гигиены в университете – с тех пор в туалетах иногда можно найти мыло, и на этом, пожалуй, все положительные подвижки закончились. За это время мы стали Национальным исследовательским, прикупили миллиардного оборудования, слетали в космос.
Знаете, что? Настоящим космосом остаются наши туалеты, в которые я не могу зайти, не рискуя получить биологического заражения. Есть ли во всей этой истории хоть что-то хорошее? О да, я нашёл! Без ложного пафоса я могу сказать, что из всего вышесказанного вытекает: уборные МИЭТа являются чуть ли не единственной точкой соприкосновения индифферентных позиций студентов и администрации, и это настолько символично, что я, пожалуй, прикрою эту тему прямо сейчас.
Ранение в желудок
Есть ещё одно место, откуда периодически идёт нестройный запах – огромные жёлтые шкафы по производству картофеля фри. И тут давайте немного осмотримся: всем известно, что наша столовая хотя и является довольно неплохой для высшего учебного заведения, обладает рядом нерешённых проблем. Отбивные не всегда тёплые, компот не всегда вкусный, очередь на раздачу не всегда короче расстояния до Луны и прочее-прочее. Решение? Открыть вторую кассу, заменить компот на чай, поставить парочку микроволновок? Да что вы, конечно же, нет. Мы просто установим большие машины по производству гастрита.
Слушайте, я не шучу. Все любят картофель фри, он быстро готовится, он хрустит, он привлекательно выглядит. Но поверьте гастритчику со стажем: эта штука перегружает вашу печень хуже, чем пятница, а поджелудочная просто с ума сходит, захлебываясь в инсулине, который впрыскивает для компенсации уровня сахара в крови. Самое печальное, конечно же – это то, что вы никогда не наедитесь картошкой фри, потому что невозможно наесться крахмалом. Таким образом, проблемы общепита не решились, а пополнились ещё одной. Думаете, во всём виновата администрация?
«Ну мне же можно быстренько»
Тогда давайте рассмотрим такую ситуацию: случалось ли вам приходить в столовую, становиться почти у самой раздачи, а со звонком оказываться в хвосте огромной, как Левиафан, очереди? И вы, конечно же, бывали очень недовольны этим, возможно, даже злы – ровно до тех пор, пока в следующий раз не пристраивались к своим знакомым, обогнув полсотни человек. А после снова удивлялись, отчего так огромны толпы народа перед кассой? Справедливости ради стоит заметить, что некоторые преподаватели идут дальше. Они даже не заботятся о том, чтобы послать гонца «занять местечко» для всей кафедры. На моих глазах одна женщина в третьем корпусе с улыбкой влезла впереди дюжины человек, произнеся что-то вроде: «Ну мне же можно быстренько!».
Умиляет больше всего, как все потакают такому поведению. И окружающие, и кассиры, и те, кто стоят в очереди, и вы, и я. Попробовала бы эта дама так же влезть в очередь в туалет – интересно, что бы из этого получилось? Но, как всегда, нам проще ещё разок помолчать. Или ещё разок наплевать на окружающих.
Знаете, говорят: «Разруха не в клозетах, а в головах». Так вот, глядя на наше общественное достояние, я начинаю бояться за содержимое черепных коробок среднего миэтовца – вне зависимости от его статуса и возраста. МИЭТ, всё-таки, – закрытый, самобытный социум, с традициями, обычаями, заведённым порядком вещей. Вот только ответьте, стоит ли сохранять тот порядок, что ведёт к хаосу и причиняет массу неудобств?
У нас есть два пути. В одном случае, если под знаменатель равнодушия вы подгоняете и других, и себя, я советую использовать эту заметку как неплохой мануал по наплевательскому отношению.
А если вам не по нраву засоренные пролёты общественного менталитета, я предлагаю одну простую вещь: попробуйте раз в день, находясь в университете, сделать что-нибудь уважительное к себе и другим. Не пустить грубияна вперёд очереди, заставить одногруппника выкинуть бычок в урну, не позволить товарищу обругать гардеробщицу – да что угодно хорошего из того, что родит ваша фантазия!
Кто знает, может, однажды вы оглянетесь вокруг и с удовольствием отметите, что мир меняется в лучшую сторону.
Евгений Берг
Вставка
Комментарий В.В.Смирнова, проректора по хозяйственной деятельности и строительству.
Про курение
«В этом вопросе сложно уповать на что-то, кроме как на культуру отдельного студента или сотрудника. Мы, к сожалению, не можем заставить урнами всю площадь, а дойти до мусорки и выбросить окурок ничто не мешает. Мы обсуждали на ректорате возможность перенесения этого места для курения, но пока его попросту некуда переносить.
Я думаю, главная проблема здесь в том, что в сознании молодёжи произошёл дисбаланс – они считают, что им многое должны, но у них самих обязанностей нет. В такой ситуации есть только один выход – воспитывать в окружающих добросовестность».
Про туалеты
«В планах на этот и следующий год у нас стоит ремонт двух туалетов – в первом корпусе и в переходе из первого корпуса в четвёртый. Единственный неотремонтированный туалет в четвёртом корпусе мы ставим в план до конца этого года. Сейчас мы попросили у Министерства дополнительное финансирование, и если оно появится, то мы сможем очень быстро решить эти проблемы, причём, закажем качественную сантехнику и, возможно, даже пустим музыку в туалетах».
Про картошку фри
«Я большой противник фаст-фудов, и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы миэтовцы могли полноценно пообедать в столовой. Сейчас существуют так называемые «узкие места» – перемены, за которые студенты и преподаватели не всегда успевают поесть. Мы ищем пути решения таких проблем, например, с сентября планируем запустить преподавательскую раздачу в чайном зале. Автоматы с картошкой фри – это эксперимент, который мы проводим для «расшивки» узких мест. Если окажется, что эти автоматы востребованы, мы их оставим, если нет – не существует никаких проблем, чтобы их убрать».
«Я считаю, что и студенты могут помочь решить наши бытовые вопросы. Я готов оформить в один из своих отделов старшекурсников, для того, чтобы они ходили как патрули и пресекали некрасивые действия. Я думаю, что слово старшего товарища может оказать влияние в этом случае и исправить ситуацию. Уверен, что и помощь студсовета в формировании такого патруля будет не лишней».