Роботов можно охарактеризовать по-разному, но все они сделаны лишь с одной целью: заменить человека в некоторых сферах деятельности. Возникает вопрос: не захватят ли роботы нашу жизнь? Проблема, волнующая многих фантастов, пока далека от реальности.
Если обратить внимание на мировые разработки, можно встретить роботов практически в любой прикладной области, но аппарата, подобного человеку во всех аспектах, мы так и не найдём.
Посмотрим на процесс создания роботов. Технологию можно разделить на несколько условных шагов: создание «мозга», загрузка программы, проектирование модели робота на компьютере и выполнение команд готовым аппаратом – сложная и составная операция. Любопытным является тот факт, что для знаменитого робота-хипстера curiosity было написано 3,8 миллиона строк кода за 5 лет, а людей, которые не успевали выполнить свою часть работы, вешали на доску позора.
В МИЭТе в клубе робототехники студенты создают все детали сами и не пользуются готовыми платами для воплощения в жизнь своих творений. Среди работ можно встретить модели роботов-пауков, машины на гусеничном трапе и даже авиамодели. Также в стенах нашего университета можно увидеть некий аналог идеи аватара: робота, который копирует движения человека. Такая машина сможет способствовать проведению опасных заданий, в которых необходимо применить точность и человеческий опыт. Технология основана на идее передачи движения тела – по аналогии с motion capture: датчики, соединённые с человеком, реагируют на колебания и передают их «мозгу» робота, механизмы которого через мгновение способны повторить движения в точности следом за субъектом. Миэтовский Робот пока находится только на начальной стадии своей разработки, а в зеленоградской компании «Нейроботикс» уже создали первого рыжеволосого андроида – Алису. Во время работы много внимания было уделено формированию лицевых мышц робота, чтобы после наложения силиконовой кожи, можно было увидеть человеческие эмоции. Летом 2012 года создатели Алисы «вывели её в свет». Несмотря на претенциозность заявлений о способности воссоздать настоящие эмоции на «лице» машины, полностью их реализовать так и не удалось: эмоции Алисы выглядели немного устрашающе и казались далеки от человеческих.
Мир огромен, наука движется вперёд, роботы захватили быт в разных сферах нашей жизни. (Так, компания Toyota создала робота, который умеет играть на скрипке). Суть остаётся одна: у них по-прежнему нет своего разума. Роботы имеют только инструкции, которые они выполняют. Машину с большим количеством различных инструкций и программ можно назвать искусственным интеллектом, но ей далеко до человеческого разума и настоящих эмоций. Промышленные роботы, разрабатываемые в настоящее время, нужны, чтобы облегчить рутинную работу, и мира захватить они не смогут. Все остальные виды роботов способны только помогать развитию науки и не могут занять отдельное место в обществе.
О будущем роботов нельзя судить однозначно. Всё больше будет машин без водителя, некоторые из которых уже сейчас ездят по городам США, или роботов, способных отвечать на простые вопросы, но надеяться на появление чего-то подобного человеческому разуму в ближайшее время не стоит.
Максим Гущин
Вставка
Три зако́на роботе́хники в научной фантастике — обязательные правила поведения для роботов, впервые сформулированные Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод» (1942).
Законы гласят:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вреда
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.