Фотограф: Татьяна Шагова
Такое желание было у юной школьницы Любы. Прошли годы, но та же мечта осталась и у доктора экономических наук Любови Ивановны Лукичёвой. Подробнее о её мечтах, студенческой жизни, преподавательской деятельности и многом другом читайте ниже.
– Любовь Ивановна, нам известно, что Вы окончили технический институт, а как Вы пришли в экономику?
– Я училась в Московском авиационном институте – весьма престижном в то время вузе. Поступила на факультет «Системы автоматического управления», но после распределения на специальность «Вооружение» на третьем курсе перешла на Инженерно-экономический факультет. Обучение было построено на двух платформах – технических дисциплинах и экономических. Среди технических были такие предметы, как станки и инструменты, основы взаимозаменяемости, технологии машиностроения и другие. Экономические также были широко представлены не только экономикой, организацией производства, но и организацией и планированием НИР и ОКР и многими другими. Такое сочетание в процессе обучения развивало способности системного анализа, комплексной оценки производственных ситуаций.
– Несомненно, такое совмещение образований положительно сказывается на формировании навыков, необходимых на современном рынке. Расскажите о Вашей студенческой жизни. Можно ли её сравнить с жизнью студента сегодня?
– Студенческая жизнь в советское время была очень интересной, с широкими возможностями развивать свои таланты и способности в разнообразных кружках на безвозмездной основе. Стройотряды летом, картошка осенью – для многих тоже яркие картинки студенческой поры. В целом студенчество было довольно оптимистично настроено.
Мою студенческую жизнь сравнить с жизнью современного студента едва ли могу, потому что для её достоверной характеристики надо жить этой жизнью. Могу сказать лишь одно: «новое время», конечно, меняет студента. Необходимость или желание сочетать работу с учёбой чаще всего не дисциплинирует учащегося и приносит пользу лишь в случае работы по специальности, а это далеко не всегда и не для всех возможно. На младших курсах, по моему мнению, вообще не следует совмещать эти две стези. Безусловно, при этом я понимаю, какое сложное финансовое положение в настоящее время во многих семьях.
Вместе с тем, широкие возможности доступа к различным информационным источникам помогают современным студентам преумножать, расширять сферу знаний. Однако в этом плане энтузиазма маловато, зачастую всё делается «от и до», только по программе, для галочки.
– Наверняка в детстве у Вас были мечты. Могли бы Вы сопоставить мечты юности и сегодняшнего дня?
– Отодвигая личную жизнь, могу сказать, что на глобальном уровне, к сожалению или к счастью, мечта осталась прежней – хочу, чтобы в моей стране работали заводы, эффективно функционировали и развивались НИИ и КБ, чтобы им нужны были наши выпускники-профессионалы – технари, экономисты и рабочие-специалисты. Поднимем производство – молодая смена с новыми идеями будет востребована, обретёт уверенность в необходимости и применимости знаний в родной стране.
– Любовь Ивановна, как судьба свела Вас с МИЭТом?
– В МИЭТ я пришла сначала на кафедру технологии приборостроения и машиностроения, потому что на кафедре экономики и организации производства (ЭОП) не было свободных штатных единиц. Проводила лабораторные занятия вместе с преподавателями, например, по ультразвуковой сварке и другим темам. Когда появилась вакансия, я перешла на кафедру ЭОП, которой руководил известный учёный, интеллигент, замечательный человек, профессор Андрей Владимирович Проскуряков. Кафедра активно развивалась, был организован Экономико-гуманитарный факультет. Именно на кафедре ЭОП МИЭТа началась моя любимая преподавательская работа. Сначала в должности ассистента (преподавателя), а затем – доцента и профессора.
– Расскажите, пожалуйста, о Ваших зарубежных стажировках.
– Организация работы предприятий и обучения в зарубежных странах, конечно, впечатляет, например, деятельность Инновационного центра BMW и Siemens, различных малых производств в Германии, Fiat в Италии, Nokia и малых наукоёмких предприятий в Финляндии. Современные средства информационного оснащения учебного, научно-исследовательского процессов в университетах Оксфорда, Кембриджа, а также в Финляндии в университете Аалто в Хельсинки, международного учебного центра в Италии в городе Иврея активно и широко используются студентами, учёными и обогащают их необходимыми знаниями. Необходимо отметить, что практически во всех известных компаниях и вузах мне довелось познакомиться в числе ведущих специалистов с нашими соотечественниками.
Каждая зарубежная стажировка убеждала меня в мысли о том, что интеллектуальный уровень, программы подготовки специалистов у нас весьма и весьма достойны признания. В подтверждение этому зачастую руководители зарубежных компаний и учебных заведений отмечают, что наши выпускники и студенты отличаются креативным подходом к решению проблем и достижением результатов. Такие отзывы я часто слышу и конкретно о миэтовцах.
– Что для Вас главное во взаимоотношениях студента и преподавателя?
– Главное – взаимопонимание и взаимоуважение.
– Каких принципов Вы придерживаетесь в преподавании?
– Остановлюсь на основных: принцип уважения к студентам как к будущим коллегам, любви как к моим детям, доверия. Принцип развития у студентов аналитических способностей, самостоятельности принятия решений, умения обосновывать их выбор, ответственности, увлечённости и неординарности подхода к заданиям, умения и желания работать с дополнительными источниками информации (книги, журналы, интернет).
– Встречались ли среди Ваших студентов такие, которых можно назвать идеальными учениками?
– Если под идеальными понимать таких, которые не только добросовестно выполняют программу обучения, но и активно интересуются тем, что связано с их будущей профессией: читают, анализируют, задают вопросы – развиваются, если вежливы и аккуратны, то таких в моей практике немало.
– Любовь Ивановна, что бы Вы хотели пожелать студентам?
– Желаю всеобъемлющего счастья, ведь оно многогранно, и одна из граней – профессиональный успех. Постоянно совершенствуйтесь, развивайтесь, становитесь профи – будете востребованы и кризис нипочём!
Мы, в свою очередь, хотим поблагодарить Любовь Ивановну за интересное интервью и пожелать ей успехов в преподавательской и научной деятельности и новых открытий!
Беседовала
~Анна Макареева~
Досье
ФИО: Любовь Ивановна Лукичёва.
Образование: МАИ им. С. Орджоникидзе, Инженерно-экономический факультет (окончила в 1975 г.).
С 1972 года работает в МИЭТе.
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента МИЭТа, учёный в области управления интеллектуальным капиталом наукоёмких предприятий, организации технологической подготовки производства новой техники. Автор более 100 научных и учебно-методических трудов. Действительный член Международной академии науки и практики организации производства. Почетный работник ВПО. Награждена медалью.