На Ленинградском шоссе, у въезда в Зеленоград, возвышается холм Славы. Именно здесь, у деревни Крюково, 8 декабря 1941 года произошёл переломный момент в ходе Отечественной войны – советским войскам удалось разгромить фашистов и перейти в решительное наступление.
Корреспондент газеты «ИНверсия» побывала в гостях у очевидца боёв за Крюково – Бориса Васильевича Ларина. Встреча состоялась в музее первостроителей Зеленограда в школе №897. Всего девять лет было ему, когда началась война. Ветеран поделился своими воспоминаниями о тех страшных событиях.
Глазами детства
Раннее утро. Борис открыл глаза. Тихо. Братья и сёстры ещё спят. Только мать чем-то негромко шуршит у печки. Сегодня к обеду обещаны лепёшки. Вкуснющие! Надо постараться не опоздать, а то остынут. Мальчик оделся и, взяв вершу собственного изготовления, пошёл к выходу.
– Что-то ты рано, Боря.
– Так на рыбалку ведь. Скоро вернусь!
Вот и пруд. Их всего семь в округе, но Борис ловит рыбу из пяти, где особенно хороший улов.
Светает. Время проходит незаметно. Слышатся редкие удары в пожарном сарае, колхозники идут на работу: деревня проснулась.
Через несколько часов верша почти полностью заполнена. Удачное утро! А солнце уже высоко – надо спешить домой.
В доме стоит удивительный аромат. Борис облизнулся – так и хочется попробовать, но нужно подождать.
Пришли отец с матерью. Сейчас будем на стол накрывать!
И вдруг раздались частые удары в набат! Родители, взяв вёдра, выбежали на улицу. Борис знал, что когда пожар, каждый несёт определённый предмет. Кто лопату, кто пилу, кто багор: на пожаре всё нужно.
Мальчик выглянул в окно. Чей дом горит? У пожарного сарая собралась огромная толпа – считай вся деревня. Однако никто никуда не побежал. Что же случилось?
Борис выбежал на крыльцо. Было пасмурно. Навстречу шёл хмурый отец. Увидев в глазах сына вопрос, он вздохнул и сказал:
– Началась война.
Неспокойное время
Осень. Самая «рабочая» пора. А в деревне не осталось ни одного мужика. Все ушли на фронт: защищать Родину. Борис знал, там и папа. Теперь ему приходилось помогать больше обычного. Старшие трудятся на заводе. Борис пока ещё мал для этого. Поэтому работает в колхозе, за дровами ходит и на рыбалку. Деревню часто проверяют патрули с аэродрома, могут в любой дом зайти да документы проверить. Вдруг лазутчик какой прячется? А ещё в деревне каждая семья вырыла окопы на случай бомбёжек.
В один из пасмурных дней прилетели фашистские самолёты. Солдаты сказали всем жителям деревни спрятаться в окопах. Семье Бориса не повезло: построенный ими окоп затопило в октябре дождями – пришлось проситься к соседям. Немцы начали бомбить. Засвистели снаряды, вокруг стоял страшный грохот. Вдруг Борис и его друг Витя увидели, что один снаряд приземлился совсем рядом с окопом! Мальчики высунулись из убежища и стали с любопытством слушать, как шипит снаряд в снегу. А он, по-видимому, был очень горячий, поскольку снег вокруг него начал очень быстро таять. Вскоре взрослые, заметив это, немедленно втащили их обратно.
Фашисты в деревне
Прошло много времени, по ощущениям мальчика – несколько часов. Всё стихло. Вдруг послышались шаги рядом с окопом.
– Русс, вылезай!
Немцы! Женщины и дети стали переглядываться между собой. Рядом с соседним окопом, слышалась похожая команда. Жители молчали. Требование повторилось. Неожиданно поблизости раздался негромкий щелчок и вслед за этим взрыв. Фашисты бросили гранату в соседний окоп! Там закричали. Вновь прозвучала команда вылезать. Кому идти? Поднялась знаменитая мать-героиня – тётя Поля, у которой было восемь детей. За ней – мама Бориса и соседка Лариных. Женщины вылезли из убежища. Рядом с ним стояло пять немцев. Вдруг они увидели в окопе подростка в военной гимнастёрке. Борис хорошо знал его. Это был Николай, которого легко можно было принять за солдата.
– Русс, зольдат! – закричали немцы.
Один начал заряжать винтовку. Матери кинулись объяснять, что это никакой не солдат. Поднялся галдёж. Борис зажмурился. Женщины легли на винтовку, так, что та штыком упёрлась в землю. Фашисты вроде бы прислушались к мольбам женщин – стрелять не стали. Но Николая всё равно забрали с собой. Он вернулся поздно, сказал, что его заставили собирать раненых русских солдат, которых немцы потом сложили в сарай и заперли.
Освобождение
Десять дней сидели жители в окопе. Десять дней люди ничего не ели, пили воду из пруда, куда иногда, пригнувшись, бегали старшие ребята с бидонами. Борис опух от голода. Есть хотелось постоянно. Все эти дни шли ожесточённые бои – то в деревне хозяйничали немцы, то русские налетали ураганом и выбивали врага, а потом всё начиналось заново. Осколки снарядов усыпали всю крюковскую землю. Раненые были повсюду. Один раз фашисты принесли своего солдата в окоп. Перевязать не успели – начали атаку русские. Жители зло смотрели на солдата, он на них – винтовку прижал к груди и не шевелится. Борис тоже глядел – очень неуютно, наверное, фрицу у врагов. Смотрел, смотрел, немец, да как выскочит из окопа! И, опираясь на винтовку, побежал! Все засмеялись: куда только рана делась!
К вечеру 8-го декабря наступило затишье. Неожиданно совсем рядом послышался топот и детский хохот:
– Русс вылезай! Немцы ушли!
Люди по очереди покинули окоп. Борис зажмурился. Вся земля была покрыта убитыми солдатами. Страшно. Пахло гарью. Повсюду – воронки от снарядов. А деревня… При пересчёте оказалось, что из 72-х домов пригодных для жилья осталось 17. Для Крюково начиналась новая пора – возрождение деревни.
Опуская занавес
Мы не знаем горя войны. Мы рождены в мирное время, когда спокойно можно выйти на улицу, не боясь бомбёжек, и быть уверенным в завтрашнем привозе хлеба в магазин. Самое главное, сейчас людям не нужно бояться, что, возвращаясь с работы, окажется, что приходить больше некуда и не к кому… Очень важно помнить о страшных годах, выжженных алыми цифрами на каждом доме, каждой улице дороги войны. Помнить о тех отважных воинах, которые ежедневными подвигами в 1941 – 1945 годах проложили нам путь к мирной жизни – жизни без войны.
Очевидец
О герое
Орис Васильевич Ларин
Коренной житель Зеленограда, краевед, очевидец боёв под Москвой, директор музея школы №897 и музея «Матушкино», писатель. Государственные и ведомственные награды:
- «За Победу над Германией»;
- «За доблестный труд»;
- «Ветеран труда»;
- «Труженик трудового фронта»;
- «В память 850-летия Москвы».
Автор книг «Судьбы, опалённые войной», «Первостроители города Зеленограда» Сегодня Борис Васильевич принимает активное участие в жизни района и города, ведёт большую патриотическую работу среди молодёжи, проводит экскурсии в музее «Матушкино» и музее первостроителей Зеленограда.