Каждый знает, как с 2010 года называется наш вуз. Национальный исследовательский университет «МИЭТ» – верно подумаете вы. Благодаря этому статусу у МИЭТа появилось множество возможностей, которые он успешно реализует на благо студентов и сотрудников.
Октябрь и ноябрь ознаменованы программой повышения квалификации по разным направлениям в рамках реализации программы НИУ. Её цель – развитие кадрового, научно-технического и инновационного потенциала в области электроники для высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы. Одна из главных задач – обеспечить преемственность поколений и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников университета. Именно для этих целей в МИЭТ были приглашены лекторы и сотрудники иностранных университетов-партнёров.
Интерес в квантах
Лекции Андрея Юрьевича Хренникова собрали целые аудитории студентов и сотрудников. Он приехал из университета Карла Линнея (Швеция), чтобы прочитать курс, связанный с квантовой теорией («Математическое моделирование на основе квантовой теории информации: от физических приложений к теории принятия решений»). Наш корреспондент задал профессору несколько вопросов о российском и европейском образовании и о студентах МИЭТа:
«Приезжать в МИЭТ особенно приятно и причин немало. Я рад возможности читать лекции на русском языке. Как человеку, который хочет делиться знаниями, мне приятно, что студентам действительно интересен мой материал, что особо интересующиеся задают вопросы. Я всегда их жду и одновременно боюсь: вдруг я отвечу не так, как они ждут, или они меня не поймут?
Готовя этот курс в рамках повышения квалификации, я не надеялся, что будет много слушателей, но, как оказалось, много людей заинтересовались моими лекциями. Я рад, что могу быть здесь полезным. Даже преподаватели МИЭТа сегодня вместе со мной и студентами вспоминали азы науки и изучали что-то новое. Аудитория слушателей очень разнообразна: здесь студенты не одного направления и даже не двух. Это мне и нравится в российском образовании. Учащиеся смотрят шире на происходящее вокруг и то, чем они занимаются и будут заниматься. Чего не скажешь о большинстве студентов Европы. Подход европейцев следующий: зачем учить больше, когда это учит другой и может делать эту работу. В России специалисты почти универсальны, они могут и смоделировать, и начертить, и рассчитать. С этой стороны образование в России лучше. Даже на мой факультатив в университете Карла Линнея ходят лишь самые стойкие, и то их немного.
Фотограф: Анна Белобрагина
Сам я стал интересоваться квантовой теорией именно в МИЭТе, благодаря Камилю Ахметовичу Валиеву, который здесь работал. Я занимаюсь этим до сих пор. Эта область очень интересна для исследований».
Так же Андрей Юрьевич напомнил о программе «двойных дипломов» с университетом Карла Линнея и пригласил всех желающих принять в ней участие.
Телекоммуникации в массы
Следом за гостем из Швеции в МИЭТ приехала делегация из Испании – представители политехнического университета Каталонии. Они презентовали курсы повышения квалификации по направлению «Телекоммуникации и телематика». В первый день состоялась презентация факультета Телекоммуникаций Политехнического университета Каталонии, с которым МИЭТ (кафедра телекоммуникационных систем) сотрудничает в рамках европейского проекта TEMPUS. Во второй – учёные из научного центра N3Cat провели занятия в рамках курса повышения квалификации «Наносистемы и сети связи». Нам удалось узнать мнения Dr. Alberto Cabellos Aparicio, Dr. Josep Sole Pareta и Dr. Eduardo Alarcon относительно образования в России и Европе, о МИЭТе и науке:
«Уже дважды: в 2010 и в 2012 году в Испанию ездила делегация из МИЭТа, а сейчас мы к вам приехали. Ваш университет привлекает тем, что это место, где есть учёные как в области производства, так и в области проектирования решений в технологиях. По сравнению со многими центрами в Европе и США, здесь это примерно одни и те же люди. Мы и наши коллеги хотим сотрудничать с МИЭТом именно потому, что здесь есть исследовательские группы, работающие над вопросом о беспроводном сообщении между блоками на одном чипе, и они способны это понять и воплотить. Наибольший интерес сейчас вызывает общение с проректором по научной работе Сергеем Александровичем Гавриловым и заведующим кафедрой МПТЭ Дмитрием Геннадьевичем Громовым.
Если говорить о российской и зарубежной науке, то глобальной разницы мы не видим, но в России есть люди, которые могут делать всё, и это хорошо. В сфере образования ситуации в Европе и у вас похожи, но существует маленькая разница в вашу пользу. Студенты в России учатся четыре года, а школьники 11, на Западе же три и десять соответственно. На наш взгляд эти два «лишние» года дают возможность глубже понять науку. Надеемся, что такая система будет у вас сохранена».
Наноэлектроника
Кроме того, на базе МИЭТа успешно завершились краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Современные технологии микро- и наноэлектроники» и курс «Энергодисперсионный микроанализ в растровой электронной микроскопии». Рабочим языком семинаров был английский.
Кристина Панфилова