Многие из нас мечтают работать программистом в IT-компании с известным на весь мир именем. Но сразу же возникают вопросы. Что нужно знать и уметь? Чем ежедневно придётся заниматься? Как пройти собеседование? Выпускник кафедры ИПОВС факультета МПиТК Андрей Фёдоров ответил на эти вопросы и рассказал о себе, «Яндексе» и МИЭТе.
– С чего ты начинал свою карьеру?
– Где-то на первом или втором курсе мы с приятелями стали делать сайты на заказ. Снимали небольшое помещение в «Научном центре». Было очень весело, никто ничего толком не понимал, но у нас было ощущение, что мы крутые и занимаемся чем-то невероятно перспективным. Потом все разбежались в разные стороны, и я несколько лет зарабатывал фрилансом, не гнушаясь практически никакой работой. Через некоторое время попал в небольшую инвестиционно-финансовую компанию, торгующую опционами (производные ценные бумаги – прим. авт.). Приходилось заниматься всем, связанным с IT: от прокладки сети в офисе до разработки сайта, аналитических инструментов, личных кабинетов клиентов и интеграции с биржевым софтом. К тому времени я уже учился в аспирантуре.
– Как ты попал в «Яндекс»?
– Захотелось поработать в большом коллективе, в большой компании, что само по себе – ценный опыт. До этого я работал только в небольших конторах, в коллективе из двух-трёх программистов. Было ощущение, что мы варимся в собственном соку, и, в общем, никто не знает, как строится аналогичная работа в большом бизнесе. К тому же, хотелось переехать в Москву, пожить в большом городе. Проще говоря, стало тесно в Зеленограде.
Непосредственно в «Яндекс» я попал по счастливому стечению обстоятельств. Увидел рекламу на habrahabr.ru, решил тестовое задание на сайте и получил приглашение приехать на интервью. Ехал, помню, в электричке на собеседование, перелистывал книжку по PERL (язык программирования – прим. авт.) и успокаивал себя: возьмут – хорошо, не возьмут – ну хоть на офис посмотрю. Хочу сказать, что я никак специально не выстраивал свою карьеру, просто занимался тем, что мне нравилось и казалось интересным, а вышло так, что это кому-то нужно.
– Расскажи о своём рабочем дне.
– В «Яндексе» гибкий график. В нашей группе рабочий день начинается после полудня, а заканчивается иногда и за полночь. Конечно, большую часть рабочего времени программиста занимает написание и отладка кода. В офисе «Яндекса» openspace, нет отдельных кабинетов. С одной стороны – это хорошо, потому что упрощает общение по рабочим вопросам. С другой стороны, иногда бывает шумно и сложно сконцентрироваться, особенно если нужно написать какой-то особенно сложный скрипт. Это, в общем-то, не беда, всегда можно пойти с ноутбуком в курилку, или в свободную переговорную комнату, или на один из балконов.
Самая интересная часть работы – придумывать что и как делать. Это, по-моему, и есть самый творческий момент в профессии. Несколько раз в неделю мы устраиваем небольшие летучки. Пьём кофе, высказываем идеи, обсуждаем алгоритмы, рисуем диаграммы. Кстати, в «Яндексе» можно рисовать практически на любой стене – они покрыты специальной плёнкой.
– Расскажи о самых интересных проектах, в которых ты участвовал.
– Мне нравится то, чем я занимаюсь сейчас: улучшением контекстных таргетингов в рекламной сети «Яндекса». Это текстовые объявления, которые появляются не на поисковой выдаче, а на сайтах участников рекламной сети, и соответствуют содержанию той страницы, на которой они показаны. Наша задача – подбирать наиболее интересные для пользователя объявления, чтобы на них чаще кликали.
Мы придумываем факторы, которые могут на это влиять. Потом берём существующую статистику, считаем их на ней, а затем на этих данных обучаем машину предсказывать вероятность клика для пары «страница-объявление». Полученную формулу используем для отбора объявлений на каждой конкретной странице.
На самом деле всё не так просто, как я описал, потому что данных очень много, и никакие реляционные базы с ними уже не справляются. К тому же программа должна выдавать решение очень быстро, за долю секунды. Поэтому постоянно приходится придумывать новые решения. Лобовые подходы редко срабатывают.
– Помогло ли тебе образование, полученное в МИЭТе?
– Помогло и помогает ежедневно, высшая математика по большей части. Конечно, если бы я больше времени уделял математическим дисциплинам, мне бы сейчас жилось несравненно легче. Теория вероятностей, например, в моей работе требуется постоянно.
– Твои самые яркие воспоминания о студенческой жизни.
– Как в общагу лазил через окно второго этажа. Нужно было залезть по решётке на первом этаже, а из окошка товарищ протягивает руку и затягивает внутрь. Как матанализ сдавал Сергею Яковлевичу Хахалину. Мы его не очень-то любили, будучи первокурсниками, потому что он заставлял нас учиться. Сейчас у меня остались самые тёплые воспоминания от общения с ним.
– Чем ты занимаешься в свободное от работы время?
– Хожу в бары, на концерты, выставки. Читаю книги, в основном современную русскую поэзию. Езжу на музыкальные фестивали, в другие города. Люблю ходить пешком и смотреть на архитектурные памятники.
– Дай несколько советов тем, кому только предстоит собеседование в крупной IT-компании.
– Самое главное – не переволноваться. Собеседование – это не экзамен, детальное знание всех мелочей не требуется. Гораздо важнее понимать какие-то основополагающие вещи, из которых всё произрастает. В любом случае, нового сотрудника придётся учить специфике конкретного направления, так что вполне достаточно, чтобы соискатель демонстрировал некоторые базовые знания и сообразительность.
Беседовал Евгений Брейкин
Досье
Андрей Фёдоров.
Образование: окончил МИЭТ в 2005 году, факультет МПиТК, кафедра ИПОВС.
Место работы: компания «Яндекс» с 2008 года.
Должность: разработчик группы разработки рекламной сети.