Предположим, вы купили себе новенький мобильный телефон. Он красивый, удобный, производительный, и вы им безумно гордитесь. Показываете знакомым, они ахают и охают от восхищения, застенчиво просят подержать в руках и даже попользоваться некоторое время. Проходит несколько лет. Ваш блестящий на солнце гаджет тускнеет и стареет, а вы вдруг обнаруживаете, что не такой уж он эргономичный, умный и привлекательный. Тем не менее, вы продолжаете им пользоваться, правда, теперь это вызывает у ваших знакомых недоумение, а не восхищение. Что же мешает обзавестись чем-нибудь поновее?
Вот, пожалуй, точно такой вопрос у меня возник, когда я впервые увидел в МИЭТе систему ОРОКС.
Подобный вопрос, как показывает практика, периодически возникает не только у студентов. Хотя, казалось бы, чем ОРОКС не подмога преподавателям в их непростой работе – поди-ка проверь сотню тестов вручную! Да и студентам сподручнее тыкать мышкой, не отходя далеко от эрудированных одногруппников и ещё более эрудированного гугла. А дистанционное обучение в университете вообще целиком построено на базе ОРОКСа!
Кстати, система создавалась как раз, чтобы дать возможность преподавать на расстоянии. В далёком 1998 году, когда деревья были высокие, а интернет ещё молодой, такая инициатива выглядела свежо и даже смело. Думаю, сейчас её обязательно назвали бы «инновационной».
«Следующим этапом в развитии системы стало создание так называемого «Электронного учебного плана», через который осуществляется доступ к электронным информационным ресурсам, календарному графику выполнения этапов обучения, тестовым и контрольным мероприятиям, – рассказывает Натэлла Юрьевна Соколова, декан факультета Дополнительного и дистанционно обучения, один из авторов разработки, – далее был создан ряд сервисов для сотрудников деканатов, позволяющих автоматизировать процесс управления и документирования обучения. Позже система была интегрирована с ИСХИ (инструмент систематизации и хранения информации, подобие электронной библиотеки), затем были созданы рабочие пространства кафедр. С моей точки зрения, ОРОКС и сейчас приносит пользу и преподавателям и студентам».
Любопытно, но сами студенты и преподаватели не всегда готовы разделить такую точку зрения. Первые, в основном, жалуются на нестабильную работу системы, вторых не устраивает функционал. В сумме получается, что ОРОКС не находит такого широкого применения, как рассчитывали его создатели. Сейчас система используется в основном для организации рубежного контроля. Преподавателей, которые используют остальной набор функций, не так много, и на это есть разные причины.
«Несмотря на то, что ОРОКС активно используется для обучения студентов разных факультетов нашего университета, я считаю, что система разработана недостаточно полно, особенно учитывая специфику нашей кафедры, – делится мыслями заместитель декана факультета ИнЯз Ирина Юрьевна Виноградова. – Многие типы заданий мы попросту не можем в неё вносить, например, упражнения, связанные с использованием символов транскрипции или с переводом предложений. Поэтому приходится дополнительно пользоваться другими системами, которые более адаптированы для изучения иностранных языков. Также существуют проблемы, связанные с функцией переписки преподавателя и студента. Я несколько раз пыталась пользоваться этой возможностью, но, в конце концов, мы перешли на обычную электронную почту».
«Систему ОРОКС я использую только для проведения рубежного контроля, и могу сказать, что при том состоянии, в котором система находится сегодня, мне проще провести тест на лекции и всё проверить самостоятельно, – рассказывает доцент кафедры МиУП Юлия Павловна Кузьмина, – сложности начинаются уже со входа в систему и заканчиваются сбором результатов, которые, кстати, приходиться обрабатывать вручную, что требует много времени. И для меня как преподавателя важно не только получить результаты теста, но и проанализировать их на предмет самых частых ошибок, или, например, наиболее сложных вопросов. Насколько я пониманию, ОРОКС не позволяет провести такой анализ. В целом, система не слишком удобна».
Раз уж обязательное тестирование вызывает такие трудности, неудивительно, что многочисленные опции не так часто находят своё применение. И действительно, зачем, например, нужна аляповатая функция переписки с преподавателем, если можно зайти на Яндекс с дружелюбной средой и встроенной новостной лентой? К чему пользоваться не всегда работающим электронным архивом, если можно выложить материалы на файлообменник? Напоминает мой старый мобильник, фотокамера и интерфейс которого за пять лет так устарели, что всё, чем оставалось пользоваться – это возможность вести разговор, напрягая слух из-за барахлящего динамика. Вот только ОРОКСу гораздо больше, чем пять лет.
В век, когда в тренд вошли минималистичный дизайн, юзер-ориентированная среда и metro-интерфейсы, вынырнувший, в буквальном смысле, из прошлого тысячелетия ОРОКС поражает своим внешним видом, массой технических неудобств и способностью вылетать при обновлении страницы браузера.
Неудивительно, что мнения студентов об этой программной оболочке укладываются в спектр от снисходительного безразличия до полного неприятия факта её существования. Чаще всего гневные отповеди звучат в адрес некорректной работы среды: тесты, вдруг прерывающиеся сами по себе, таймер, живущий собственной жизнью, наконец, непонятная нелюбовь системы к определённым видам браузеров и провайдеров – всё это с нескрываемым раздражением вспоминается студентами при упоминании ОРОКСа. Ещё один бич системы – не пойми как составленные тесты. Даже при стопроцентном знании предмета есть возможность завалить контроль, ведь правильный ответ вообще – не обязательно правильный для системы, особенно это касается тех случаев, когда нет возможности выбрать несколько ответов на вопрос, подразумевающий вариативность. Всё это вкупе рождает вполне определённое отношение, самой яркой иллюстрацией которого, пожалуй, является услышанная мной фраза о том, что «юзабилити программных средств в нашем институте стремится к нулю». И надо сказать, что это хоть и является жаргонным и грубым, но от этого только более печальным диагнозом для «системы высокого уровня качества», как до сих пор можно вычитать в официальных источниках.
При всём этом и преподаватели, и студенты сходятся во мнении, что за далеко не самой удачной реализацией скрывается очень полезная и актуальная идея, доведение до ума которой позволило бы создать востребованный и удобный инструмент для ведения учебного процесса.
«Очень хотелось бы, чтобы замечания, которые появляются у студентов и преподавателей, нам всё-таки не приходилась искать самим, выслушивая их в личной беседе или находя в сети, – говорит Натэлла Юрьевна, – было бы хорошо, если бы со всеми вопросами сразу обращались к нам, напрямую или, например, на почту. Мы знаем, что есть претензии, но, чтобы с ними работать, необходимо их сначала зафиксировать».
Сомневаться в том, что на просьбы пользователей среагируют, не приходится – зафиксируют, учтут, поправят, как уже было не раз. Только вот, сколько усилий ни прикладывай, каких хитростей ни придумывай и ни сочиняй, а мой старый «сименс» не сможет превратиться в смартфон уже никогда.
P.S. Если вас всё-таки заботит повышение «юзабилити программных средств в нашем институте», мы предлагаем вам отправлять любые свои разумные пожелания об улучшении ОРОКСа на почту газеты inversia@mieе.ru с пометкой «Я люблю ОРОКС», а мы со своей стороны убедимся в том, что их рассмотрят, и обязательно это осветим.
Также любые свои замечания вы можете отправлять на почту Н.Ю. Соколовой dre@miee.ru и на почту техподдержки ett@miee.ru.
Евгений Берг
На заметку
Факты об ОРОКСе:
- «ОРОКС» расшифровывается как «оболочка для создания распределённых обучающих и контролирующих систем». Слово «создания», видимо, выкинуто из соображений благозвучия.
- ОРОКС создана Московским областным центром новых ИТ совместно с МИЭТом. Руководила проектом нынешний проректор по учебной работе И.Г. Игнатова.
- ОРОКС является победителем Всероссийского конкурса программного обеспечения «Софтул-Дебют 99».
- На данный момент система ОРОКС поддерживается сотрудниками Вычислительного центра МИЭТа, а также студентами факультета ПрИТ.
- ОРОКС используется за пределами МИЭТа в десятке вузов.