Феликс Аронович Новиков. Удивительный человек. Благодаря ему МИЭТ, жилой дом «Флейта», станция метро «Краснопресненская» и многие другие сооружения в Москве и Зеленограде получились такими, какими мы их видим. Все они по-своему интересны и необычны. В августе 2011 года архитектору исполнилось 84 года. Спустя 41 год после возведения МИЭТа Феликс Новиков посетил наш университет. 4 июня зал Учёного совета был заполнен полностью, всем хотелось послушать человека-легенду.
«Я был главным архитектором проекта, со мной вместе работал Григорий Саевич и конструктор Юрий Ионов. Поначалу были варианты, противоречия, споры о том, каким должен быть МИЭТ. Когда ни первый, ни второй вариант не годится, нужен третий. В ходе обсуждений и дискуссий был нарисован тот образ МИЭТа, каким вы видите его сейчас.
На архитектурном совете нам сказали, что может возникнуть проблема с облицовкой. Предполагалось использовать красный кирпич, который тогда в Москве не производился. Мы представили свой проект на одной из проходивших в столице конференций. К нам подошёл один парень, который сказал, что знает, какой кирпич нужен для МИЭТа. У него был образец – небольшой кусочек красного кирпича латвийского завода – и он подарил его мне.
Как достать кирпич
В Ригу я поехал с А.А. Красильниковым, который тогда курировал строительство в министерстве электронной промышленности. Человек он энергичный, деятельный. В процессе переговоров выяснилось, что такой красный кирпич выпускается в небольших количествах, и просить его надо на самом высоком уровне. Тогда мы привезли письмо от министра электронной промышленности А.И. Шокина.
К слову, кирпича нам нужно было много – миллион штук, а завод в год не намного больше производил. Но выход и из этой ситуации был найден. Был предложен обмен красного кирпича на лицевой московский, штука за штуку. Благодаря Шокину была решена проблема с тем, как его в Москве получить. Но и на этом история с «добыванием» кирпича не закончилась. Следующей задачей стала транспортировка кирпича в столицу. Российский кирпич в Ригу вывести было можно без дополнительной мороки, а вот латвийский к нам – нельзя, иначе был бы «противопоток». И тут не обошлось без помощи Шокина. Он обратился к министру путей сообщения, и только тогда разрешили привезти. Весь процесс поиска затянулся настолько, что первые корпуса уже успели выйти из земли, а облицовывать было нечем. Ждали кирпич.
Эрнст Неизвестный
Идея барельефа была заложена в проект с самого начала. Ещё не имея в виду Э.И. Неизвестного, мы представляли, как оформить это пространство. Впоследствии всё было исполнено именно так, как мы это видели.
Для работы над проектом мы пригласили Эрнста Неизвестного. Эскиз был исполнен в большом масштабе. С ним мы пришли к Шокину на утверждение. В тот день Неизвестный надел пиджак и галстук, а значит для него это было важным событием. Эрнст рассказал, как он это видит со своей философской точки зрения, а в конце добавил: «…а кое-где мы разместим конкретные символы электроники». На что Шокин ответил: «А зачем конкретные? Пусть всё будет абстрактное». Для Неизвестного это было шоком.
Часы
Часы были в проекте с самого начала, и мы пригласили двух художников: Валерия Тюлина и Сергея Чехова. Первый их эскиз совет отверг, тогда мы собрались в мастерской Тюлина, и, после долгих раздумий, я предложил сделать наоборот: вместо воздуха – металл, а вместо металла – воздух. На совете такой эскиз утвердили без обсуждения. К часам нужен был колокол. Нашли его в музее города Тутаев, и взять его удалось только в обмен на старинное оружие. Обмен состоялся. Осталось написать музыку для часов. Пригласили композитора Микаэла Таривердиева. Он хотел просто наиграть мелодию часов, но мы желали чего-то оригинального. За некоторое время он подобрал мелодию, и уже с ней я пошёл к одному знакомому, который был заместителем руководителя Гостелерадио. Там сделали качественную запись, но в Зеленограде не оказалось магнитофона с нужной скоростью воспроизведения. Пришлось слушать в два раза медленнее, но нам понравилось, и мы оставили такой вариант, не сказав композитору. Спустя несколько лет, я рассказал ему про этот случай, и он нас простил.
Как строился МИЭТ
Всё шло легко, заказчик помогал, а строители старались. Никаких помех не возникало. В конце строительства ко мне подошёл бригадир электриков и сказал: «Вот построили, а уходить не хочется»
Как изменился МИЭТ
Зарос! По моему мнению, надо «брить» и «стричь» все города и постройки, тогда можно наблюдать за красотой всё время и ничего не будет скрыто за зелёными деревьями. МИЭТ держится хорошо, несмотря на 40 лет эксплуатации, за это спасибо всем. Значит вам не всё равно!
Для архитекторов
У меня есть книга «Формула архитектуры». У неё интересная история. Сначала её не печатали, а потом она оказалась в издательстве детской литературы, и тираж составил 100 тысяч экземпляров. Другие книги по архитектуре в таких количествах не издавались.
Какая же формула у архитектуры? Она точная: Архитектура = (Наука + Техника)*Искусство. Если множитель нулевой, то есть, нет искусства, то и архитектуры нет.
Многие современные произведения архитектуры носят цирковой характер со своим стремлением поразить, удивить. Я считаю, что это не совсем правильно, как говорил Покровский (главный архитектор Зеленограда – прим. ред.): «Это не так хорошо, как здорово».
После беседы к Феликсу Новикову подходили студенты, преподаватели и благодарили за такой родной для нас МИЭТ.
Кристина Панфилова
Дополнительные материалы