«Параплан? Это же страшно», – говорят одни. «Это опасно» – вторят другие. «Параплан? Зачем мне это?» – недоумевают третьи. До недавнего времени к числу подобных скептиков относился и я, пока одногруппник не уговорил совершить хотя бы один пробный полёт. После его бесконечных рассказов, многочисленных фотографий и видеороликов и, самое главное, после заверения, что «всё будет нормально», я согласился лететь, и мы выехали в поля.
С утра в Зеленограде прошёл дождь, и погодная обстановка укладывалась в два слова: серость и сырость. Я начал сомневаться в возможности полёта, однако пара аргументов помогла поднять настрой до былой высоты. Во-первых, ребята из парапланерного клуба ASA, к которым мы направлялись, летают практически при любой погоде и в любое время года. Во-вторых, конечный пункт нашей поездки – поле за селом Рыболово Раменского района Московской области – отличается своеобразной погодой, известной как Рыболовская погодная аномалия. А аномалия эта в том, что даже если вся область затянута облаками, над селом Рыболово – «голубые» и «солнечные» дыры. Умные головы объясняют феномен тем, что поля окружены излучиной Москвы-реки, которая создаёт пониженную температуру и повышенную влажность. День нашего полёта не стал исключением: солнце проглядывало сквозь многочисленные бреши в облаках.
Среди многолюдной толпы находим инструктора Александра Хмелевского, по прозвищу Сайгак. На Александре большая ответственность: он и поднимается в воздух в тандеме с новичками, и помогает неопытным пилотам, руководя ими с земли по рации. «Пойдём одеваться», – говорит Сайгак. Сергей, второй инструктор, помогает мне снарядиться в полёт. На меня одевают защитную каску и подвеску. Подвеска, или правильнее – подвесная система, представляет собой сиденье с поддержкой спины. Внешне оно напоминает рюкзак или, если хотите, жилетку. Подвесная система крепится к подвеске инструктора, инструкторская – к параплану, и тандем готов к полёту.
Теперь несколько слов о том, как вообще поднимается в воздух и перемещается параплан. Этот летательный аппарат использует энергию восходящих потоков воздуха. Атмосфера однородна лишь на первый взгляд. В ней существует масса потоков, среди которых выделяют либо термические, либо динамические. Первые возникают от разницы температур воздуха и поднимающихся от нагретой земли воздушных масс, вторые появляются при столкновении ветра с препятствием. На равнине для набора высоты используется затяжка на лебёдке. Параплан цепляют к тросу и лебёдкой затягивают на определённую высоту. После выхода в зону термических потоков пилот отцепляет трос, и параплан выходит в свободный полёт.
«Сначала, пока трос натягивается, упираемся в землю так, чтобы не уйти вслед за тросом, а как скажу – бежим, – инструктирует меня Сайгак, – понятно?» Мне как будто бы понятно, однако внутри становится не по себе. «Заявляй!» – машет Сайгак Сергею. Сергей берёт рацию, и говорит оператору лебёдки Феде: «Тандем к полёту готов». Трос начинает натягиваться, и только я собрался стать на время бетонной глыбой, лишь бы не дать тросу себя утащить, как услышал «Бежим, бежим, бежим!» Наверное, со стороны такой бег выглядит смешно, по крайней мере, такое у меня сложилось впечатление. Вроде стараешься, бежишь изо всех сил, а сдвинуться с места не получается. Вдруг за спиной слышишь шелест – это параплан поднялся с земли, развернулся, набрал воздух – и тут с удивлением замечаешь, что земля уже метра на три ушла из-под ног, а впереди только серо-голубые просторы подмосковных небес.
«Ну, теперь садись удобнее и расслабься», – слышу я голос Сайгака. Параплан постепенно набирает высоту, и под ногами уже не десятки, а сотни метров. Перед глазами расстилаются поля, нитки дорог, вдали поблескивает Москва-река, за ней – дома посёлка Белоозёрский. Как на ладони окружность радиусом 7–10 километров, в центре которой наш параплан. Вид напоминает обычную топографическую карту из атласа, но с настоящими деревьями, озерцами, посёлками. Не страшно ни капельки. Скорее, интересно, что будет дальше. И непередаваемый свист ветра в ушах.
Вдруг параплан перестаёт набирать высоту. Сайгак отцепляет трос, больше нас ничто не связывает землёй, и мы… внезапно начинаем уходить вниз. Испугаться я так и не успеваю. Сайгак выправляет тандем, закладывает поворот, и мы начинаем двигаться по окружности над полем. «Ну что, покружимся?» – спрашивает Сайгак. Ещё не отойдя от неожиданного поворота, соглашаюсь. Сайгак крутит спираль – выполняет разворот параплана на месте. Ноги внезапно оказываются на уровне головы, тело – параллельно горизонту, а топографическая карта перед глазами начинает стремительно вращаться. Поневоле закрываю глаза – так пережить спираль мне представляется легче. В теле от сердца в пятки бегает приятный холодок – похоже, адреналин литрами поступает в кровь. Ощущения сродни тому, как если на большой скорости мчаться на машине по холмистой местности, но сильнее сотни раз. Поневоле вырываются восхищённые междометия, и тут понимаешь: что, похоже, твоя жизнь поделилась на две части, и теперь есть скучная эпоха до параплана и новая парапланная эра.
Через несколько минут полёт завершается. На моё удивление, в посадке нет ничего необычного – после касания земли даже не приходится бежать, максимум – делаешь по инерции пару шагов. «Ну как оно?», – улыбаясь, спрашивает Сайгак. «Волшебно! Восхитительно! Превосходно!» – кричит всё внутри меня. «Хочу ещё раз», – отвечаю я. Тот понимающе кивает и смеётся: ещё одного «подсадили» на парапланы.
Павел Вацков
Вставка
Оптимально добираться до поля на личном автомобиле. Если его у вас нет, то вначале любым путём (электричка, метро) добраться до станции Выхино. Далее следует выйти к автостанции Выхино и купить билет на автобус №324 «Москва – Бронницы» (90 рублей). В Бронницах взять такси, сказать таксисту «В Рыболово на поле, где летают», и в конечной точке отдать ещё 250 – 300 рублей.
Первый полёт на параплане стоит 1000 рублей. Второй и все последующие – 600 рублей. Поверьте, одного полёта будет мало.