На прошлой неделе стремительно вознёсся ввысь главный праздник апреля – День космонавтики. Когда-то Юрий Гагарин сказал: «Поехали!» 2012 год открывает уже вторые полвека с момента первого полёта человека в космос. Так едем дальше, друзья!
12 апреля 1961 года «Восток» преодолел горизонты, чтобы вырваться в просторы неведомого ранее космоса. Это событие расширило представление о Вселенной, навсегда оставило след в сердцах людей и вырастило целое поколение мальчишек, мечтающих стать космонавтами. Прошло 50 лет, многое поменялось, но отношение к космосу осталось тем же. Это во многом загадочное и неизведанное пространство, которое ещё долго будет манить учёных, исследователей, конструкторов и обычных людей, каждый из которых хоть раз в жизни поднимал глаза на звёзды и задумывался о хранимой космосом вечности.
Как не захотеть прикоснуться к заорбитальным тайнам? Тем более, как не предпринять такую попытку учась в техническом вузе, студенты которого в практическом плане наиболее способен стать ближе к мечте. В научно-исследовательском институте вычислительных средств и систем управления (НИИ ВСиСУ) при МИЭТе, который возглавляет заведующий кафедрой вычислительной техники В.А. Бархоткин, ведётся изучение и опытная разработка оборудования для космических аппаратов. Немного поговорить с нами на «неземную» тему согласился Алексей Николаевич Якунин, сотрудник НИИ ВСиСУ, заместитель В.А. Бархоткина.
– Какие разработки в области оборудования космических летательных аппаратов ведутся в МИЭТе?
– Я расскажу лишь о небольшой части работ, известных мне, которые реализуются в нашем НИИ ВСиСУ. С 2009 года ведутся работы над несколькими проектами, которые напрямую связаны с космической тематикой.
Во-первых, к современным космическим аппаратам предъявляют жёсткие требования к надёжности. Поэтому вопрос сбора и обработки информации с многочисленных датчиков, установленных на агрегатах ракетоносителей космического аппарата, остаётся актуальной задачей. Для контроля важнейших параметров космического аппарата во время заправки и перед стартом (температура узлов, давление в резервуарах) используется система сбора информации технологических датчиков, разработанная у нас. Наконец, перед самым стартом, происходит опрос систем на наличие разрешений к запуску космического аппарата. Наши блоки также участвуют в этой очереди, мы выдаём разрешение на запуск и уже имеем определённый опыт в подобных стартах.
Во-вторых, мы создаём и отлаживаем телеметрические системы для космических аппаратов. Например, совсем скоро отправятся ввысь космические аппараты «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс». Это аппараты по программам изучения естественного спутника Земли, один из которых во время полёта к Луне разделится на два объекта. Первый из отделившихся объектов совершит посадку – прилунение, другой будет вращаться на низкой орбите вокруг Луны. Совершившее посадку устройство проведёт бурение, возьмёт пробу реголита, осуществит поиск летучих веществ и будет отправлять данные на Землю. Второй аппарат тоже проведёт соответствующие его характеристикам исследования. Чтобы понимать, что происходит в настоящий момент на борту космического корабля, используется телеметрическая система. Её роль, не переоценивая, можно определить как очень важную: в момент, когда происходят отказы технического оборудования, только телеметрия, в силу своей независимости от других частей аппарата, может предоставить полную картину неполадок.
– Как я поняла, НИИ ВСиСУ занимается созданием телеметрических систем. В чём необходимость подобных разработок?
– Ни один спутник, ни один космический аппарат не обходится без телеметрической системы. Когда создаётся подобная аппаратура, и она совершает удачный полёт, то, как правило, её традиционно ставят и на следующий аппарат. Это происходит в течение десятилетий, и со временем люди понимают, что элементная база давно устарела. Можно применить другие технические решения и сделать её гораздо легче, компактней и надёжней. Этим мы и занимаемся – совершенствуем созданное до нас. Например, та телеметрия, что была 30 лет назад, весила несколько десятков килограммов. А стоимость вывода в космос каждого лишнего килограмма очень высока. Мы стараемся сделать нашу телеметрическую систему массой до двух килограммов. Большое внимание уделяется надёжности космических аппаратов, а также их системе охлаждения. В открытом космосе не применишь ни радиаторы, ни вентиляторы, отводить тепло можно лишь кондуктивным способом. Такая система требует нетривиальных решений. В ближайшие годы мы будем свидетелями запуска космического аппарата «Луна-Глоб». Давайте ждать и следить за новостями.
Задумывалась о вечности
~Нина Чернега~