Думаешь, что наука – это точно не для тебя? Слишком сложно и непонятно, с чего начать? Тогда читай статью, а мы поможем тебе влиться в миэтовскую науку и разобраться, как стартовать в мире исследований и разработок.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе...
Для тех, кто только собирается делать свои первые шаги в науке, в МИЭТе существует Школа молодых учёных. Здесь рассказывают, как выбрать свою область исследований, как собрать команду, как правильно подавать заявку на грант и многое-многое другое. Кстати, про то, как правильно писать научные статьи, здесь тоже рассказывают, а этот навык совершенно точно нужен каждому студенту.
В этом году занятия в Школе начались 3 октября с лекции Алексея Дронова, проректора по научной работе. Алексей Алексеевич отметил:
«Школа молодых учёных проводится в МИЭТе уже в третий раз. Её цель – вовлечение студентов и оказание им помощи на пути в сложный, но увлекательный мир науки. На занятиях рассматриваются как философские аспекты исследовательской деятельности – например, что такое научная проблема, тема исследования, чем они отличаются, что такое критическое мышление, – так и прикладные инструменты для учёных, которые помогут искать научную информацию, верифицировать её, публиковать свои результаты. Мы рассказываем, какие возможности предоставляет наш университет для молодых учёных. Безусловно знакомим с достижениями наших исследователей и разработчиков, с научными лабораториями и предприятиями-партнёрами».
Студенческое научное общество рекомендует параллельно со Школой молодых учёных посещать тематические мероприятия и встречи. Так, свои вопросы о научной карьерной траектории можно задать спикерам на встрече «100 вопросов учёному», а познакомиться с научными коллективами — на экскурсиях в рамках проекта «Открытые лаборатории». Также в МИЭТе проводятся конференции, конкурсы, Science Slam, инженерные хакатоны, на которых можно рассказать о своём исследовании или проверить свои навыки в решении реальных задач.
Кстати, в рамках ШМУ участники узнают, как правильно подавать заявку на грант – это отличная возможность получить финансирование для своего исследования. Сейчас государство поддерживает науку всевозможными способами. Очень рекомендуем обратить внимание на сайт Министерства высшего образования и науки и сайт Российского научного фонда. Там публикуются крупные конкурсы, гранты и стипендии. Условия везде разные, так что найдётся мера поддержки для каждого.
Для тех, кто рвётся в «поля»
Ты уже определился с тематикой и хочешь сразу применить свои знания и умения в деле? Присоединяйся к коллективам молодёжных лабораторий: здесь тебе помогут влиться в научный коллектив и объяснят, как применить свой талант к конкретному исследованию.
По QR-коду в конце страницы можно прочитать про лаборатории подробнее. А для тех, кто ещё не читал наш предыдущий выпуск, советуем обратить внимание на статью про три новые лаборатории: там как раз указаны контакты лабораторий и требования к кандидатам. (Выпуск №211, июнь 2024 — прим.ред.)
О своём опыте работы в НИЛ «Материалы и устройства активной фотоники» (НИЛ МУФ) рассказывает магистрант первого года обучения Института перспективных материалов и технологий Лейла Эль-Хадж:
«Я присоединилась к научной группе на втором курсе бакалавриата ещё до запуска НИЛ МУФ. В то время в команду требовался человек, который занимался бы разработкой технологического процесса безмасковой фотолитографии. Одногруппник, который на тот момент проходил практику в лаборатории, предложил мне попробовать прийти на собеседование. Меня приняли очень дружелюбно и провели экскурсию. Я тогда понимала далеко не всё, о чём мне рассказывали, но подумала, что опыт в научной сфере точно не будет лишним. Работа в лаборатории очень быстро увлекает и не наскучивает. Особенно мне нравятся поездки, связанные с нашей работой – иногда прямо детский восторг вызывает, когда что-то новое узнаёшь, пробуешь, знакомишься с новыми людьми и их направлениями. Кстати, бонусом в дальнейшем на парах стало намного проще воспринимать информацию о том, что ты уже попробовал сделать на практике».
Андрей Тарасов, аспирант третьего года обучения и сотрудник НИЛ «Фотонная сенсорика и плазмонные материалы», тоже делится своей историей:
«В научную группу попал ещё обучаясь на третьем курсе бакалавриата, когда профессор Дмитрий Геннадьевич Громов в конце одной из лекций предложил проходить практику в их команде. Так я начал исследования подложек на эффекте гигантского комбинационного рассеяния света (ГКР-подложками).
Я проработал лето в лаборатории, и мне предложили съездить на стажировку в Польшу по программе Erasmus+. Так я познакомился с тематикой фотокатализа, чем и занимаюсь по сей день. Из-за коронавируса моя стажировка затянулась на полгода вместо запланированных трёх месяцев.
За это время я поработал на самом разном оборудовании и познакомился с новыми для себя методами синтеза. Совместно с коллегами из Польши был написан мой бакалаврский диплом и заложены основы для магистерского диплома и кандидатской диссертации. Также результаты работы были использованы для написания научной статьи. На сегодняшний день в научной группе занимаюсь несколькими параллельными темами, включая фотокатализ, ГКР-подложек, ИК-детекторы и абсолютно чёрные тела в ИК-области.
Для тех, кто начинает свой путь: неудачи – это тоже результат, иногда даже более ценный, чем положительный результат».
А если я не знаю, какую тему для исследования выбрать?
Тогда есть резон пообщаться для начала с преподавателями с твоей кафедры или из твоего Института. Они расскажут, какие исследования проводятся в конкретном подразделении, какие нужны навыки для того, чтобы стать частью команды и какие твои дальнейшие перспективы.
Николай Шубин прошёл долгий путь от студента МИЭТа до степени кандидата физико-математических наук и статуса лауреата премии Правительства Москвы молодым учёным. Сейчас он является доцентом Института ИнЭл и научным сотрудником Физического института имени П. Н. Лебедева Российской академии наук. Николай Михайлович рассказывает:
«С самого детства мне всегда хотелось знать ответ на вопрос «Почему?». Было интересно узнавать о причинах разных явлений и закономерностях в них. К концу школы увлечение физикой переросло в осознанное желание идти в технический вуз. Выбор пал на МИЭТ как на передовой инженерный институт, в котором в своё время учились и мои родители.
На старших курсах я начал проходить практику на кафедре КФН (вошла в состав Института ИнЭл – прим.ред.) под руководством её заведующего – академика А. А. Горбацевича. Успешно окончив бакалавриат и магистратуру, я продолжил научную работу и поступил в аспирантуру МИЭТ. Во время учёбы в аспирантуре я устроился младшим научным сотрудником в лабораторию своего научного руководителя в Физическом институте академии наук, где и работаю по сей день, но уже в должности научного сотрудника».
Кроме того, в конце сентября в МИЭТе прошёл лекторий «10 лет с РНФ», посвящённый исследованиям и разработкам грантополучателей Российского научного фонда. Молодые учёные рассказали не только о своих исследованиях и разработках, но и о том, какими были их первые шаги в научной среде. Посмотреть трансляцию можно по QR-коду ниже.
Но есть совет, с которым согласится каждый учёный: как только у тебя появляются наработки по твоей тематике, не бойся участвовать в конференциях.
Во-первых, так ты тренируешься рассказывать о своём исследовании, во-вторых, получаешь обратную связь от более опытных коллег, которые уже проходили через многие сложности, а в-третьих – вопросы от аудитории позволяют найти слабые места в твоей работе, а порой даже и ошибки.
Во мне борются тяга к науке и предпринимательская жилка. Как их объединить?
Учёный вполне может коммерциализировать собственную разработку и выпустить её на рынок в формате стартапа. Для тех, кому интересен этот путь, в МИЭТе есть Студия технологического предпринимательства, а также стартап-студия.
Юлия Пахомова, начальник Студии технологического предпринимательства (СТП), советует участвовать в конкурсах, питч-сессиях и другие мероприятиях: «Первое, на что советую обратить внимание, это конкурс «Студенческий стартап» и всё, что делает Фонд содействия инновациям в целом. Рекомендую подписаться на их соцсети, там много полезной информации.
Кроме того, наша Студия технологического предпринимательства проводит массу мероприятий, которые помогут сделать следующий шаг. Так, питч-сессии и деловые завтраки – отличная возможность рассказать о своих разработках, Science Slam – шанс научиться говорить о науке увлекательно и доступно (очень пригодится на питчах и в общении с потенциальными инвесторами); курсы, акселератор и интенсивы – «дверь» в мир техпреда: можно познакомиться с терминологией, узнать о том, как начать.
Не бойтесь сделать первый шаг, а СТП станет вашим проводником в предпринимательство!».
Итак, возможностей для новичков в науке в МИЭТе вагон и маленькая тележка. Выбирай свой путь и помни: в университете ты всегда найдёшь помощь и поддержку!
В учёные со школьной скамьи
Для того, чтобы не бояться идти в науку, нужно ещё в школе понять, что наука – это не что-то эфемерное и непонятное, а вполне осязаемое и решающее многие современные проблемы, с которыми сталкивается каждый. Чем раньше ты понимаешь, чем занимаются учёные, тем проще будет стать частью этого коллектива.
В октябре преподаватели Институтов ВП СГН, СПИНТех и ЛПО приняли участие в акции «Учёные в школы», которая была приурочена к старту международного фестиваля «НАУКА 0+».
Генрих Девяткин рассказал учащимся школы №1353 о том, как применяются высокие технологии при расследовании преступлений. Алексей Фёдоров погрузил школьников из школы №1150 в мир шифрования и защиты информации. Рустам Агамалиев рассказал ребятам из школы №1194, почему ручка сильнее, чем гаджет, а София Казакова провела лекцию для старшеклассников школы 1557 о том, почему лингвисты должны хорошо разбираться в культурных особенностях разных народов.
Теперь дело за школьниками: какой путь они выберут в дальнейшем, зависит только от них!
София Казакова