В конце мая в Музее истории МИЭТа открылась выставка «История Электроники. Эпизод II. Портативные цифровые помощники». Экспозиция объединяет серийные изделия бытовой электроники 1950-х – 2000-х годов, появление которых изменило нашу повседневную жизнь. Рассказываем, с чего в прошлом веке начиналось развитие современных гаджетов.
«Эпизод I» серии выставок по истории электроники в Музее истории МИЭТа проходил два года назад, тогда были представлены различные электронные устройства, которые создавалась при участии сотрудников МИЭТа или на зеленоградских предприятиях. В этом году в Музее можно посмотреть на радиоприёмники, калькуляторы, фото- и видеокамеры, электронные игры, а также различные виды портативных цифровых помощников вплоть до появления смартфонов. Владельца всех этих ценных для истории электроники предметов зовут Богдан Плахотников.
Богдан приобрёл свой первый электронный цифровой помощник в 1998 году, это был компактный персональный компьютер. А 10 лет назад решил всерьёз начать заниматься коллекционированием гаджетов. Сегодня коллекция Богдана насчитывает более 700 предметов. Часть этой коллекции приехала в Музей истории МИЭТа и превратилась в выставку «История Электроники. Эпизод II. Портативные цифровые помощники».
Радио, калькуляторы и первые микросхемы
Как рассказывал Богдан Плахотников на своей интерактивной лекции в рамках летнего фестиваля «ВОЗДУХ», появление первых транзисторов открыло путь микроэлектронике во время первой послевоенной волны технической революции в электронной промышленности. Транзисторы изначально были изобретены для целей оборонного комплекса, а когда их производители задумались, где их можно использовать ещё, решили к концу 1950-х применить их в портативных радиоприёмниках. Первые транзисторные приемники были ненадёжные, довольно дорого стоили, и качество звука было посредственное. В то время по радио обычно транслировали классическую музыку, которая звучала через них не очень привлекательно. Но как только молодёжь переключилась на джаз, то он стал на радиоприёмниках с транзисторами звучать вполне прилично. Это изменение в музыкальных предпочтениях позволило создать новый рынок радиоприёмников. В первые транзисторные радиоприёмники сами транзисторы не впаивались, а вставлялись в разъём как лампы, чтобы была возможность впоследствии их заменить. Одной из первых компаний, которая придумала так делать, была американская Zenit. Самый популярный транзисторный радиоприёмник первого поколения, Zenit Royal 500, который в народе из-за внешнего вида именовали «Глаза Совы», представлен на выставке в Музее истории МИЭТа.
Интерес Богдана, как коллекционера, фокусируется на электронных устройствах периода после изобретения микропроцессоров, которые появились благодаря техническому прогрессу в области оборонного производства и американской космической программе. Их применение позволило создавать технику гражданского назначения компактных размеров.
Американская компания Texas Instrument, выпускающая полупроводниковые приборы, микросхемы и электронику на их основе, вложила много денег в космическую программу «Аполлон», в рамках которой запускали космические корабли для высадки на Луну. Когда к 70-м программа выполнила свои задачи, в Texas Instruments стали думать, куда приспособить изобретённые для тех целей микропроцессоры. Выбор пал на одно из устройств для гражданского использования – калькуляторы. Самые первые электронные калькуляторы появились в 1950-е, они были ламповые и релейные, размерами с холодильник. В 1960-е появились более компактные на транзисторах, они всё ещё много потребляли, были по размеру как стол, стоили дорого, но для профессионального использования вполне годились. Затем их решили превратить в компактные переносные устройства.
В 1967 году компания Texas Instruments разработала первый прототип портативного калькулятора под кодовым названием Cal Tech. На основе этого устройства совместно с компанией Canon был создан первый портативный печатающий калькулятор, что дало толчок развитию японской индустрии калькуляторов и другой электроники. Японцы, когда восстанавливались после войны, выбирали, на что сделать ставку, чтобы развивать экономику. Выбрали в итоге развитие бытовой электроники, на основе только появившихся тогда микросхем.
Один из первых портативных калькуляторов был разработан японской компанией Sharp и был выпущен в 1969 году под технических надзором со стороны американцев. Другая японская компания, Canon тоже одной из первых выпустила карманный калькулятор в 1970 году. В калькуляторе под названием Pocketronic использовались интегральные схемы Texas Instruments, производство которых впоследствии Canon у них лицензировала. Так японцы научились делать красивые и практичные вещи, в то время как американцы предоставляли доступ к технологиям. Через некоторое время в Texas Instruments решили, что они и сами могут выйти на рынок готовых устройств и делать калькуляторы, и в 1972 году они выпустили свой первый карманный калькулятор. В этом же году ещё одна американская компания Hewlett-Packard выпустила первый научный карманный калькулятор, который мог выполнять вычисления с формулами и стал настолько популярным гаджетом, что предзаказы удалось удовлетворить только лишь через полтора года производства.
Микрокалькуляторы стали первыми массовыми электронными устройствами, которые стали работать на микросхемах. При этом прежде чем дойти до своего классического облика, их внешний вид пережил различные изменения. Например, у самых ранних калькуляторов не было дисплеев, поэтому они печатали результаты вычислений на бумагу. Некоторые печатающие калькуляторы представлены на выставке. На калькуляторах также тестировали технологии производства жидкокристаллических дисплеев, которые развили и усовершенствовали в Японии. Благодаря калькуляторам в бытовой электронике появились и другие инновации: мембранные клавиатуры, солнечные батареи. Калькуляторы – это одна из самых обширных секций коллекции Богдана, и по истории их развития видно технологическую эволюцию, благодаря которой появились микрокомпьютеры ставшие основой смартфонов, которые сегодня практически каждый носит в кармане.
Чтобы узнать больше о дальнейшей истории развития портативных цифровых помощников, приходите на выставку в Музей истории МИЭТа. А мы пообщались с самим Богданом и расспросили его про увлечение коллекционированием электроники.
– Богдан, расскажите, пожалуйста, где ранее выставлялась ваша коллекция?
– Ранее были организованы выставки в «Яндекс Музее»: в Москве и в Санкт-Петербурге; а также в Российской государственной библиотеке для молодёжи в Москве. А до этого я выставлял свою коллекцию в кафе у своих друзей. Это были мои ранние попытки сделать выставку, которые оказались весьма успешными. Люди приходили в кафе и параллельно изучали историю ранних гаджетов. Считаю формат выставки в кафе или коворкинге перспективным, поэтому если у кого-нибудь есть желание и пространство, я буду рад рассмотреть предложения.
– Какие возможности открыло для вас коллекционирование?
– Помимо самих выставок меня приглашают проводить лекции и мероприятия, как эксперта по данной теме. Кроме того, появляются знакомства с людьми со схожими интересами, с которыми я периодически встречаюсь и общаюсь, мы друг с другом делимся любопытными находками, интересными устройствами.
– Богдан, а какие устройства вы бы хотели получить в свою коллекцию?
– Меня интересуют ранние советские калькуляторы периода начала 70-х. Они редкие и ценные, могут стоить дороже, чем зарубежные аналоги того же периода. Но и зарубежные ранние калькуляторы и КПК тоже в этом плане интересуют. Любопытно, что некоторые из них стали популярны благодаря тому, что они появлялись в фильмах, из-за этого они даже стали культовыми. Это и стало причиной того, что такие калькуляторы сейчас довольно сложно найти. Например, японская компания Sanyo была одной из первых, кто стал выпускать бытовые калькуляторы. Подобный калькулятор ICC-808D стал прототипом для элемента костюма одного из главных героев фильма «Охотники за привидениями», поэтому теперь фанаты фильма охотятся за этим калькулятором, чтобы сделать из него тот гаджет, который использовался в фильме.
– Есть желание расширить коллекцию до более крупных устройств? Например, ранних компьютеров.
– Ни в коем случае. Любопытство к ним имеется, но есть нюанс: они занимают очень много места, под такие устройства нужно выделять отдельное пространство.
– Думали ли вы начать коллекционировать современные гаджеты? Например, планшеты, смарт-часы, умные колонки.
– Я не собираю современные устройства, мой предел коллекционирования достигает примерно 2012 года. Сейчас такие устройства не представляют для меня интереса. Конечно, поживём – увидим, как всё это лет через 20 будет выглядеть. Но те устройства, которые представлены на рынке сейчас, они все друг на друга похожи. Отличие теперь в основном в программном обеспечении. А раньше устройства были специализированы, их предназначение влияло на внешний вид, поэтому было огромное разнообразие и можно было проследить ход инженерной мысли. Современные смартфоны, например, практически не отличаются внешне от смартфонов пятилетней давности. Разве что количество камер растёт.
– Представьте себя писателем-фантастом: как думаете, как изменятся гаджеты через 50 лет?
– Очень любопытно делать такие прогнозы. В 1950-60-е люди пытались, и надо сказать, что в плане электроники мы обогнали фантазии о будущем того времени. Сейчас мы вероятно дошли до предела технологий сложившегося форм-фактора (внешнего вида). Для появления чего-то абсолютно нового необходимо принципиально иное решение. Прежде всего это будет развитие в сторону сближения устройств с человеком. Сначала появятся доступные устройства, которые будут дополнять органы чувств человека и их можно будет носить, как очки. Индустрия устройств виртуальной реальности уже выпускает подобные вещи. А дальше будет что-то, что будет напрямую взаимодействовать с органами чувств нервной системой. От контактных линз до биосовместимых вживляемых устройств и имплантатов. Таковы тренды заданные историей микроэлектроники: чем устройства компактнее и ближе к человеку, тем они востребованнее.
Фото: Архив Пресс-службы МИЭТ