Согласитесь, что первое впечатление очень важно. Студенчество — не исключение. В МИЭТе первыми, с кем знакомятся первокурсники, уже 20 лет являются кураторы — старшекурсники, которые помогают ребятам адаптироваться в течение первого года. О том, как менялось кураторство за эти годы, кто стоял у истоков и когда кураторские галстуки сменили цвет, читайте в нашей статье.
Новый статус, новый город, новое окружение — знакомо? Поздравляем, кажется, вы — первокурсник. А если говорить серьёзно, то, конечно, такая смена среды вызывает стресс. И если в школе можно было поговорить с классным руководителем, то к кому обратиться в университете? Классного руководителя здесь нет, преподавателей ты пока не знаешь, а вот разобраться в том, что такое «второй знаменатель», чем «лаба» отличается от «колобка» и как расшифровывается «БДЗ» — загадка. Для того, чтобы первокурсникам было проще вливаться в новую, студенческую реальность, и появились кураторы.
Сейчас система кураторства представляет из себя более 80 человек, которые проходят серьёзную подготовку и отбор, чтобы получить право с гордостью носить синий галстук. Однако эта система выстраивалась со временем. До синих галстуков были зелёные, и даже старшие кураторы (наставники для кураторов на направлении) были не всегда — изначально это были самоорганизовавшиеся студенты, которые самостоятельно придумывали, как помочь «слонам».
Здесь нужно пояснение: хоть сейчас эти названия встречаются всё реже, но раньше у каждого курса было своё «прозвище». Так, «слоны» — это первокурсники, потому что слоняются по коридорам толпами в поисках нужной аудитории. Вторая трактовка — развешивают свои большие уши, чтобы внимательно слушать, и всюду суют свой длинный нос-хобот. «Чебурашки», «колобки», «ёжики» и «духи» — прозвища для 2-5 курсов: сначала из-за меньшей степени любопытства у «слонов» отваливаются хоботы, затем они становятся уже не такими внимательными и прилежными — отваливаются большие уши, к четвёртому курсу студенты обрастают «иголками» и становятся уже более самостоятельными, ну а пятикурсники, которые всё время проводят на практике и мало появляются в университете — это «духи». «Мамонтами» называли в основном тех, кто поступил в аспирантуру, в отдельных случаях так называли восстановившихся из академического отпуска.
Даниил Шпиклирный, старший куратор 2012-2013 года, рассказывает:
«Воспоминаний очень много, большинство из них положительные. Темой кураторства я загорелся сразу после своего “посвята”, тогда нас вывозили на турбазу, было очень весело и интересно. Меня впечатлила атмосфера фильма «Пираты Карибского моря», которую смогли создать организаторы. Как только появились новости о наборе в кураторы, сразу пошёл записываться, прихватив с собой ещё нескольких друзей. Помню, что очень волновался на первичном собеседовании со старшим куратором факультета, как оказалось, зря. Дальнейшие отборочные этапы вообще остались в памяти крайне яркими воспоминаниями. С кучей ребят перезнакомились с других факультетов и общались до самого выпуска, а с некоторыми и дольше.
Курирование же группы, факультета, а потом и всей структуры кураторства в университете — очень важные этапы становления меня как личности. В первую очередь, это опыт несения ответственности не только за себя, но и ещё за немалое количество людей. Было много моментов, где надо было делать очень непростые решения. Но такие события только укрепляют личность.
Что касается самого запоминающегося символа наших лет: зелёные галстуки появились как раз в год моего попадания в кураторы группы — это первая половина 2011 года. До этого были галстуки сине-голубого цвета.
Иерархия в системе была неизменной: кураторы группы (куда попадали после собеседований и отборочных испытаний, как правило, первокурсники), ими руководили старшие кураторы факультетов (в них отбирались ребята, которые были куратором группы хотя бы один год, выбирались путём голосования кураторов факультетов и последующим распределением по факультетам), а в самом верху был старший куратор МИЭТ, которого отбирал "совет мудрецов", состоявший из старших кураторов, которые складывали свои полномочия. Отборы старших кураторов факультетов происходили в декабре, после дня куратора. Старший куратор МИЭТ выбирался чуть раньше, примерно в середине ноября».
Итак, со временем зелёные галстуки стали символом кураторства как целого движения. Однако в 2014 году галстуки сменили цвет с зелёного на синий. Почему? Лучше всех расскажут те, кто знает об это не понаслышке: Анастасия Огурешина, руководитель отдела по работе с первокурсниками СтС 2019 года, а ныне начальник отдела социального сопровождения обучающихся:
«Зелёные кураторы» за много лет выработали определённую систему. Она работала хорошо, но обособленно от студенческого совета и администрации. Студенческое самоуправление никогда не стояло на месте, поэтому в 2016 году произошла модернизация структуры студенческого совета. В нём образовались отделы по различным направлениям деятельности. Кураторство является важным звеном в адаптации студентов первого курса и многие кураторы являются членами студенческого совета, поэтому движение кураторов вошло в структуру совета.
В связи с реорганизацией СтС был разработан фирменный стиль, корпоративная культура всего студенческого самоуправления. Кураторство тоже нуждалось в обновлении. Был выбран новый цвет галстуков для построения новой корпоративной культуры. Синий цвет был обусловлен корпоративным цветом университета. Ребят в первый год обучали председатели СтС факультетов.
Переход не был простым. Члены студсовета провели анализ опыта прошлых лет и тенденций молодёжной политики начали строить новую структуру для следующего года. Снова появились старшие кураторы, которые позволили сделать работу кураторов более структурированной и комфортной. Стало ясно: именно они должны заниматься подготовкой и обучением следующего поколения кураторов. В этом году я и стала куратором.
Дальше я продолжила этот путь — стала старшим куратором, а потом и руководителем отдела. Из года в год мы модернизировали систему обучения, вводили системы мотивации и координации. В 2019 году, когда я была руководителем, выездная школа кураторов стала победителем грантового конкурса Росмолодёжи, что дало ещё больше возможностей качественной подготовки кадров для отдела».
А что же сейчас? Рассказывает руководитель отдела по работе с первокурсниками Захар Лунёв,студент группы ПИН-43:
«Деятельность кураторов и их обучение курирует отдел Студенческого совета МИЭТ по работе с первокурсниками (РсП). Основная цель, которую преследует РсП — это интеграция первокурсников в учебную, научную и внеучебную жизнь университета, а также создание условий для повышения их мотивации к обучению. Достижение этой цели осуществляется благодаря обучению старших кураторов и кураторов академических групп первого курса, а также следованию циклу адаптации первокурсников, основанному на модели развития команды по Такману.
Начнём с обучения: РсП проводит две образовательные школы. Первая — интенсив старших кураторов, на котором обучаются «наставники для наставников». Чаще всего эти люди остаются в тени для первокурсников, но являются главными помощниками куратора, готовыми помочь с любыми сложными административными и социальными вопросами.
Вторая образовательная школа предназначена непосредственно для кураторов — Школа кураторов. Она состоит из трёх блоков: весенний блок Школы кураторов, летний интенсив Школы кураторов и выезд Школы кураторов. Общее время обучения составляет более 100 часов, из которых 75-80 часов — это лекции, тренинги, мастер-классы и фасилитации, а остальное время — практика и отработки. Благодаря такой программе кураторы осознают всю важность своей деятельности и проникаются кураторством всей душой. Именно поэтому у отдела по работе с первокурсниками очень сильная корпоративная культура, которая привлекает многих студентов как впервые, так и повторно — на второй, третий, четвертый, а то и пятый год курирования.
Получая свой галстук, кураторы понимают, что им предстоит встретиться с таким мощным инструментом, как «цикл адаптации первокурсников» — это программа, направленная на эффективную интеграцию студентов в МИЭТ. В него входят кураторские собрания и различные мероприятия, которые организует не только РсП, но и другие объединения студентов и администрация. Кураторы не зря мотивируют первокурсников посещать эти мероприятия. На них студенты могут узнать необходимую информацию, а также лучше познакомиться со своими одногруппниками и со студентами с других направлений. Каждый может найти себя в учёбе, науке или общественной деятельности. Главное — следовать за синим галстуком, рядом с которым всё непонятное становится яснее».
Надеемся, что ваши кураторы стали теми проводниками в студенчество, которые действительно помогли сделать первые месяцы в университете проще! Не забудьте написать им приятное сообщение с поздравлением в день куратора (Прим.ред.: этот праздник отмечается 1 декабря по «старому стилю», т.е. до 2021 года, и 1 июня по «новому стилю» — цикл адаптации стал длиннее, а лучшего куратора теперь выбирают под конец учебного года). А сейчас предлагаем вспомнить, кто стоял у руля кураторского движения за последние 20 лет!