Предлагаем окунуться в атмосферу Зеленограда и МИЭТа 80-х вместе с нашим выпускником. Валерий Жондоров, министр финансов Республики Саха (Якутия), в 1984 году окончил физико-технический факультет МИЭТ по специальности «Автоматика и электроника». Накануне 40-летия с момента выпуска мы попросили его поделиться воспоминаниями о городе и студенчестве.
Валерий Жондоров
— Валерий Алексеевич, расскажите, почему в 1978 году вы решили поступать именно в МИЭТ?
— Я учился в физико-математическом классе в средней школе №2 в Якутске, где на занятиях мы, в числе прочего, решали задачи по физике и математике из популярного в то время журнала «Квант». Именно углубленное изучение этих дисциплин и мотивировало нас с одноклассниками рассматривать для дальнейшего обучения вузы с физическими факультетами. В конце 70-х на слуху у всех были МГУ, МФТИ и МИФИ, но кто-то из ребят рассказал нам и о МИЭТе — университете, созданном по инициативе Министерства электронной промышленности СССР. Поразмыслив и получив позитивные отзывы о Зеленограде от тех, кто там уже бывал, мы с одноклассниками — Славой Бобряковым и Игорем Антипиным — решили съездить на вступительные экзамены в МИЭТ.
Когда приехали — были поражены! Нас встретил прекрасный зелёный город с очень развитой инфра структурой: и то, и другое для жителей Якутска было непривычно и ново. Мы увидели впечатляющий архитектурный комплекс университета, напротив него здание завода «Ангстрем» всё из стекла и пластика, тут же на территории вуза бассейн 25-метровый, футбольное поле и теннисные корты. Первое впечатление было исключительно позитивным, и нам захотелось остаться тут учиться. Я сдал два экзамена на 9 баллов и поступил на физико-технический факультет, а мой одноклассник Игорь Антипин, справившись со вступительными испытаниями, пошёл на химико-физический. В итоге я очень рад своему решению поступать в МИЭТ, из него мы выпустились высококвалифицированными специалистами в области микроэлектроники.
— Каким вам запомнился университет и Зеленоград? Что чаще всего вспоминается, когда речь заходит о студенчестве?
— Университетские времена мне запомнились, в первую очередь, прекрасной атмосферой студенческой жизни. С одной стороны, очень нравилось перенимать знания у замечательных педагогов и работать на передовом оборудовании в современных лабораториях, сдругой — проводить время с одногруппниками. Ребята с физико-технического факультета жили в общежитии корпуса №2, в моей комнате также был Андрей Тараненко их Ставропольского края, Лёша Татищев из Краснодарского края, Миша Шпаков из Алматы и Илья Евстафьев из Грозного. То, что мы все были из разных уголков России, наложило особый отпечаток. Мы друг с другом знакомились, узнавали кто чем живёт, часто пели под гитару песни «Аквариума», «Кино» и других популярных исполнителей, ходили в клуб (подразумевается Дом культуры МИЭТ — Прим. ред.) на мероприятия. Они были потрясающими! Направленными на знакомство со всем новым, непознанным, необычным и абсолютно нестандартным. У нас проводили даже встречи с экстрасенсами, с людьми, которые двигали силой мысли предметы, и ментальными арифметиками. Были и кинопоказы фильмов советского режиссёра театра и кино Андрея Тарковского. Только представьте, что это для нас, молодых ребят из небольших городов, значило. Насколько всё это было интересно. И сейчас, по прошествии нескольких десятилетий с момента выпуска, я понимаю, какой яркий след в моей жизни оставил этот период.
Если говорить о Зеленограде в целом, то большое впечатление осталось от зелени вокруг, от современной инфраструктуры, которая была создана в этом наукограде, снабжения его продуктами и товарами. Стоит отметить, что в Советском Союзе в принципе уделяли особое внимание городам, где стояли заводы, потому что там был контингент научных сотрудников, инженеров и рабочих высокой квалификации. Особенно мне запомнился один торговый центр Зеленограда, на территории которого были доступны вообще все услуги, какие только пожелаешь: можешь на почту сходить, международный звонок заказать, воспользоваться услугами химчистки — но мы, конечно же, сами стирали вещи, — в бар сходить. И там же работала потрясающая кулинария, где на прилавках лежали ромштексы, бифштексы, рагу и другие вкусные блюда, с которыми я познакомился в Зеленограде.
Часто вспоминаю и свою практику в лаборатории завода «Ангстрем», где я изучал p-n- переходы и работал на пластине, делал основания для микросхем. Это было передовое современное производство. Что-то космическое по тем временам!
Валерий Жондоров c одногруппником Михаилом Шпаковым
на встрече выпускников в 2024 году
— Сохранились ли с годами взаимоотношения с однокурсниками?
— До сих пор поддерживаем общение с моим одноклассником Игорем Антипиным. За время учёбы он женился и остался жить и работать в Зеленограде. С Андреем Тарасенко я общался до 1992 года. После университета нас распределили туда, где были заводы электронной промышленности: Андрея отправили в город Шяуляй в Литве, неподалёку от Вильнюса. Долгое время мы переписывались, но со временем перестали.
6 апреля 2024 года в МИЭТе состоялась встреча выпускников 1984 года. Собралось более 100 человек. Прекрасная экскурсия по аудиториям, библиотеке и музею в кругу однокурсников позволила нам окунуться в атмосферу учёбы и вспомнить, как здорово было заниматься в нашей солнечной библиотеке. Мы узнали, какие интересные направления сейчас изучаются и разрабатываются в Национальном исследовательском университете «МИЭТ»: на стыке различных областей науки и техники, технологий, отвечающие на вызовы современности. А самое главное — Миша Шпаков знал телефон Андрея Тараненко, и мы тут же сделали видеозвонок. Радости не было предела — спустя столько лет снова увидеть и услышать такого же жизнерадостного, как и всегда, Андрея. Это было здорово!
— Вы после МИЭТа тоже какое-то время работали по специальности?
— Конечно. Я выпустился в статусе инженера-физика, с 1984 по 1992 год был сотрудником Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера СО РАН. Со временем перешёл в статус младшего научного сотрудника. Наша научная деятельность заключалась в проведении оптических исследований свечения ночного неба и полярных сияний с помощью фотометров и спектрофотометров. Причём часть «начинки» для этих устройств мы изготавливали непосредственно в институте. В своё время мы готовили фотометры для изучения свечения на корабле многоразового использования «Буран», который предполагалось запускать как шаттл. Но в 1992 году этот проект был закрыт.
— Сейчас большая часть вашей карьеры связана с финансово-кредитной деятельностью. Что подтолкнуло к смене вектора профессионального развития?
— Наступил 1992 год, ситуация в стране изменилась. В тот период в науке сильно сократились зарплаты. К тому моменту у меня уже было трое детей и я не мог позволить себе оставаться научным сотрудником. В начале 90-х работал в банках. В 1995 году прошёл профессиональную переподготовку в Академии труда и социальных отношений по специальности «Организация предпринимательской деятельности», а в 1996 году мне предложили должность заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) по управлению ценными бумагами. Тогда мы впервые выпустили облигации государственного займа Республики Саха (Якутия), которые были зарегистрированы на Санкт-Петербургской валютной бирже. Сначала они выпускались в бумажном виде, а затем перешли в бездокументарную форму.
— Образование, полученное в университете, помогает в вашей текущей деятельности?
— Безусловно, опыт работы в институте космофизики и полученная в МИЭТе специальность помогли мне в моей профессиональной деятельности. Некоторые удивляются и спрашивают, как я смог перейти от физики к финансам. Но в этом нет ничего удивительного. Физика изучает закономерности физических процессов. Позволяет проследить их логику, найти применение, провести измерение и проанализировать результат. Потом физики всё-таки — это люди, которые умеют считать. Аппарат математики им очень хорошо знаком. Я в принципе считаю, к успеху нас приводят навыки методической работы, анализа и выбора правильных путей решения проблемы.
Речка Бытантай в арктическом Эвено-Бытантайском улусе
— Если наши читатели захотят отправиться в путешествие по вашему региону, что бы вы посоветовали им включить в свой туристиче ский маршрут?
— Первое, что стоит посетить, это «Оймякон – полюс холода». Этот маршрут очень популярный среди туристов, мы на полюсе проводим фестиваль «Зима начинается с Якутии», на котором властелин холода Чысхаан передаёт всероссийскому Деду Морозу символ холода. Также рекомендую посетить известный ещё с советских времён маршрут — «Ленские столбы», протянувшиеся вдоль Лены, одной из величайших рек мира. Этот природный парк, благодаря своему необычайному ландшафту, включён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Приезжать туда стоит летом, с конца мая по сентябрь. В поездке рекомендую обязательно попробовать нашу строганину — свежемороженную рыбу: чир, омуль, муксун, налим. Когда в октябре идёт подводный лов, эту белую рыбу выуживают, бросают на лёд в -25 градусов, и тут же замораживают. Затем снимают шкурку и перед подачей на стол срезают «стружку». И уже эти ломтики макают в соль, перец и едят. Это наш главный деликатес, который всем нравится. Якутия вообще славится своей рыбой. Все, кто к нам приезжают, увозят с собой обязательно копчёную или малосольную рыбку.
Коллективная игра на хомусе в честь 100-летия Минфина Республики Саха (Якутия) на национальном празднике Ысыах (2022 год)
— Валерий Алексеевич, что бы вы хотели пожелать нашим читателям, нынешним миэтовцам?
— Учиться и совершенствовать свои знания по специальностям, направленным на развитие микроэлектроники и электронной промышленности. Сейчас такие кадры очень востребованы. Они позволяют государству достичь технического суверенитета! Это правда. Сколько микросхем мы ранее закупали? А сей час мы находимся в условиях, когда должны всё сами производить. Соответственно, нужны те специалисты, которых готовит МИЭТ. Успехов вам!
Оксана Павлова