Одной их самых обсуждаемых тем в Зеленограде в конце 2023 года стал эксперимент Центра организации дорожного движения (ЦОДД) по отмене мигающего зелёного сигнала на светофорах. Компанию-исполнителя эксперимента «СпецДорПроект» возглавляет выпускник МИЭТа Константин Антонович (МПиТК’99). «ИНверсия» попросила его рассказать о результатах эксперимента, а также поделиться воспоминаниями из студенческой жизни.
Константин Антонович, генеральный директор компании «СпецДорПроект»
В 22 года я носился на папиной машине как ненормальный. А потом повзрослел.
— Вы не раз отмечали — в том числе и на лекции в университете — что отмена мигающего зелёного — это очень важно. Почему так?
— Замена зелёного мигания более длительным жёлтым и фазой успокоения (период в три секунды, когда для всех участников движения горит красный сигнал. — Прим. ред.) — это следствие. Причина — это нештрафуемый порог в 19 километров в час (относительно разрешённой скорости. — Прим. ред.). Россия — единственная страна с этим безумным порогом, переступая который, вы попадаете в зону штрафа в 250 рублей. Это полная дурь. Получается, те, кому 250 рублей не жалко, могут ехать в городе 99 километров в час. При такой скорости у пешеходов шансов никаких нет.
Руководителя департамента транспорта Москвы, мэра Москвы, руководителя ГКУ ЦОДД и нас положение дел не устраивает. Мы считаем, что гибнет слишком много людей, в Москве это почти 300 человек в год. И когда наш заказчик в лице ГКУ ЦОДД принял решение провести эксперимент (по отмене мигающего зелёного сигнала. — Прим. ред.), мы его всячески поддержали. Эксперимент направлен на то, чтобы снизить скорость движения автомобилей в Зеленограде.
Привыкшим ездить 79 километров в час стало дико некомфортно. Это они говорят, что якобы вынуждены тормозить в пол. Но если снизить скорость до 55-60 километров в час, никакого дискомфорта нет. Если ты попадаешь на момент переключения с зелёного на жёлтый и находишься на достаточном удалении от перекрёстка, ты можешь затормозить и остановиться, а если ты близко к стоп-линии, тебе просто надо проехать перекрёсток (на жёлтый сигнал. — Прим. ред.) без всякой суеты.
— Вы говорили, что с течением времени у вас менялось отношение и к тому, как надо вести себя на дороге, и к снижению нештрафуемого порога — и не последнюю роль в этом сыграла семья.
— Безусловно. Когда у тебя рождается каждый новый ребёнок, скорость передвижения на машине становится меньше, и ты ценишь автомобиль не за то, что он от нуля до ста «выпрыгивает» за 3,6 секунды, а за то, что у него тормоза мощные.
Я начинал в 2011 году как автолюбитель, которому хотелось как можно быстрее доехать из пункта А в пункт Б. А года с 2015-го, когда я начал глубоко изучать транспортную науку, читать книги и научные труды, я понял: никогда автомобилисты не будут ехать быстро и без остановок, при этом загоняя пешеходов в надземные и подземные переходы.
Естественно, когда мне было 22, я был такой же: гонял на папиной ВАЗ-21074 и считал этих пешеходов просто неудачниками по жизни. Я носился как ненормальный по Пятницкому шоссе. А потом ты начинаешь взрослеть, и государство начинает тебя загонять в правила. Камеры появились, хоба! — вдруг все стали ехать не по встречке, а нормально, и не 150 километров в час в городе, а хотя бы 100. Это эволюционный процесс. Я эту эволюцию прошёл, как и огромное количество людей.
— Можно ли уже подводить какие-то итоги зеленоградского эксперимента?
— Как я сказал, у нас была цель заставить всех ехать медленнее. Эта цель достигнута однозначно, кто бы что ни писал. Количество штрафов, которые выписаны за скорость, — ну, их абсолютный минимум. По количеству штрафов за красный свет в первый момент был рост, а сейчас в какие-то дни штрафов меньше, чем было год назад. То есть произошло привыкание. Соответственно, необходимо продолжать опыт.
— Мигающий зелёный в Зеленоград не вернётся? И будет ли эксперимент масштабироваться на другие регионы?
— ЦОДД принял решение, что эксперимент продолжается. «СпецДор» и я как руководитель и транспортный инженер это всячески поддерживаем. Будет ли это расширено на Москву, станет понятно позже. А так — зелёное мигание отменено во Владивостоке на нескольких светофорных объектах адаптивного типа и на Сахалине на всех «умных» перекрёстках, которые сделал «СпецДорПроект». Мы эту вещь делаем только на адаптивных объектах.
Офлайн сейчас недооценён, людей, желающих работать на земле, очень мало.
— Можете рассказать про какие-нибудь другие интересные проекты, реализуемые «СпецДорПроектом»?
— Один из самых крупных проектов — это система инцидент-менеджмента ГКУ ЦОДД на МКАДе, МСД (Московском скоростном диаметре. — Прим. ред.) и вокруг Москвы-Сити, на подходах к проспекту Багратиона. Это стопроцентное покрытие площади МКАД, СВХ, МСД интеллектуальным видеонаблюдением. Как только происходит нештатное событие, система это фиксирует и даёт сигнал оператору. Если там авария, то направляется скорая помощь или пожарные, если сломалась машина или мелкое ДТП — аварийный комиссар ЦОДД.
Ещё благодаря системе инцидент-менеджмента видно, что люди на дорогу смотрят очень редко. Они спокойно могут ехать по МКАДу километр, полтора, два, не нажимая стоп-сигнал, не включая поворотников, — они просто смотрят кино, другого объяснения нет.
— В октябре на первом корпусе МИЭТа загорелась подсветка, любезно вами подаренная. Как возникла идея этого проекта?
— Очень просто. Мы говорили с Дмитрием Огородовым (бывшим исполнительным директором Ассоциации выпускников МИЭТ. — Прим. ред.), он сказал, что есть такая мысль. МИЭТ очень красивый университет, но во время сумерек он выглядит достаточно невзрачно. И когда сказали, что университет ищет, кто бы мог сделать подсветку… «А давайте мы?» — «Ну, давайте». Мне приятно проезжать мимо университета, у меня с ним много приятных воспоминаний связано, почему нет.
— Другие корпуса тоже будут подсвечены?
— Да, конечно! Мы сейчас ждём оборудование, потом ДК сделаем... В общем, увидите. Как придёт оборудование, смонтируем, зажжём, увидите.
— Ещё вы поддерживаете хоккейный клуб «Электроник». Как вы к этому пришли?
— Тоже через Ассоциацию выпускников. У меня сыновья гоняют в хоккей за университетскую команду, а в момент, когда старший поступил, предыдущий спонсор отвалился, и как-то впроброс было про это сказано. Ну, а что, дважды два — четыре, давайте попробуем. Теперь «СпецДорПроект» — спонсор «Электроника».
— Вы ходите на игры?
— Когда получается — конечно. Пацаны молодцы. Команда хорошая, все друг друга знают, такое зеленоградское братство.
«Кубок университетов – 2023»
— Можете вспомнить какие-то хорошие истории из студенческого прошлого? Или любимых преподавателей?
— Кожухов, Кальней, Бардушкин, Плис, Екатерина Борзистая… Красавин, это лабы по электротехнике. МИЭТ всегда нравился вот чем — я не слышал, чтобы кому-то там удалось купить зачёт или экзамен. А про студенческую жизнь — мои любимые истории связаны с тем, что на моём втором курсе, в 1995 году, была последняя поездка студентов института в колхоз в Новосиньково в Дмитровском районе. Фантастические воспоминания. Жили чёрт знает где, холодно, но очень прикольно. Перезнакомились все, тусовались, дискотеки… Это был сентябрь, дожди. В качестве сушилки для одежды там был реактивный двигатель, я не помню, от чего. В сарай заносили свои тулупы, вешали, включали этот движок, фьюх! — за 10 минут всё высыхало. Было весело. Но главное, что во время учёбы встретил свою супругу — счастливо живём до сих пор!
— Можете дать какой-нибудь совет нынешним студентам?
— Точно не надо строить иллюзий, что все мы будем блогерами, кататься по миру, ни черта не делать, и все там будут на тебя подписаны. Это всё враньё. У каких-то единиц на миллионы людей получится выстрелить в такой онлайн-истории, а всем остальным надо искать себя в офлайне.
Офлайн сейчас недооценён, людей, обладающих знаниями и желающих работать на земле, очень мало. При этом такие люди в том же «СпецДоре» могут зарабатывать деньги, которые в онлайне не заработать.
И ещё: соцсети убивают способность концентрироваться на какой-то задаче большой промежуток времени. И ребятам нужно понимать, что с этой иглы надо слезть. Здесь может быть совет: научиться сдерживать свои желания в потреблении. И учиться. Ещё дедушка Ленин так говорил: учиться, учиться и ещё раз учиться.
Алёна Будящая