Наш мир стремительно становится цифровым, охватывая всё больше новых областей. Увеличивается и поток информации и знаний, которые каждый из нас ежедневно получает из книг, научных и публицистических статей, журналов. Мы поговорили с Рустамом Агамалиевым, преподавателем Института ЛПО, который рассказал о том, как новейшие методики и искусственный интеллект способны помочь структурировать информацию и осознанно воспринимать её.
Рустам Агамалиев на конференции TeamleadConf 2023
– Рустам, мы знаем, что вы преподаёте английский язык в одной из школ Зеленограда и в МИЭТе. Расскажите, как вы пришли к тому, чтобы создавать собственные курсы, проводить воркшопы и лекции. Как вы успеваете всё совмещать?
– У меня достаточно богатый опыт работы в корпорации, более 10 лет. За это время выработался некий набор привычек, которые помогают концентрироваться на важном или на том, что мне кажется важным в конкретный момент. Мой путь в школу не был простым, но однозначно осознанным. В 2016 году, ещё работая в корпорации, я понял, что дальше мне с ней не по пути. Трансформация меня из топ-менеджера в учителя потребовала два года, и лишь в 2018 году я решился уволиться и начать карьеру педагога в московской школе. До сих пор помню свой первый урок. Это был ужас. Растерянность, неуверенность и непонимание того, что делать дальше. Разобраться в этом мне помог МИЭТ и Мэри Георгиевна, которая показала, что значит учить и быть учителем. А всё остальное – следствие этого знания.
Когда начинаешь экспериментировать с уроками, способами и формой взаимодействия со школьниками, невольно понимаешь, что традиционный класс – не самое оптимальное пространство для обучения и развития умственных способностей. Именно поэтому я быстро пришёл к модели воркшопа, когда учитель даёт короткую инструкцию о том, что нужно делать, отходит и наблюдает за деятельностью ученика, при необходимости корректирует.
– Нам известно, что вы выпустили собственную книгу под названием «От «Энигмы» до ChatGPT». Расскажите нашим читателям, о чём она.
– Могу сказать, что эта книга была своего рода пробой пера. Пару месяцев я собирал материал, а летом написал свои мысли о том, что такое искусственный интеллект и как это явление воспринимается общественностью. Поразмышлял о возможных угрозах, «поспорил» с Ювалем Харари о том, что ИИ является угрозой демократии, но самое ценное, на мой взгляд, – продемонстрировал способы использования ИИ в качестве умного помощника для интеллектуального труда.
– В вашем багаже есть собственный курс о том, как читать книги. В том числе, он проводился в этом году для миэтовцев в рамках «Школы молодого учёного». О чём этот курс?
– Этот курс собран из множества идей, которые я встречал во время изучения феномена чтения. Он создан в процессе написания и публикации заметок, а также обсуждения этих мыслей в сообществе. В этом курсе нет техник быстрого чтения, потому что скорочтение – это зло. Даже если человек освоил навык скорочтения, то навыка «скородумания» у него нет.
На курсе мы учимся читать осознанно, искать ин-формацию и думать над тем, что мы находим. Кстати, именно задание размышлять над собранным мате-риалом оказалось для многих участников наиболее болезненным. Многие осознали, что думать – это трудно и иногда больно. Курс состоит из четырёх этапов: скимминг (чтение по специальному шаблону), декомпозиция исоставление интеллект-карты книги, перефразирование, где мы ведём диалог с собой и своим опытом, много рефлексируем, и, наконец, составление заметок, где наши мысли находят своё место в системе размышлений.
На мой взгляд, это крайне полезный навык для молодого учёного – научиться думать при помощи изученного материала.
Рустам Агамалиев на воркшопе по скиммингу для бизнеса
Три совета от Рустама Агамалиева для того, чтобы развить в себе навык быстрого, но при этом осознанного чтения:
1. Ставьте цели перед чтением. Читать без цели – это всё равно что надувать проколотое колесо: работы много, а результат никакой. Установка конкретных целей перед чтением помогает сфокусироваться на нужной информации и делает процесс чтения более продуктивным.
2. Задавайте вопросы. Умение задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми, отличает требовательного читателя от остальных. Вопросы помогают глубже погрузиться в материал, понять авторскую точку зрения и сформировать собственное мнение о прочитанном.
3. Не читайте. Это может показаться парадоксальным, но важнее чтения может быть только нечтение. Сосредоточение на одной книге и попытка разобраться в каждой мелочи может подавить культуру создания знания. Гораздо важнее увидеть место и роль книги в общей системе знаний.
– Мы также знаем, что у вас есть курс под названием «Хулиганская логика». Какие качества он поможет развить?
– Этот курс, так же как и курс «Как читать книги», был разработан мной в сотрудничестве с Максимом Дорофеевым, автором бестселлеров «Джедайские техники» и «Путь Джедая». Максим посвятил свои первые две книги теме эффективности, а именно как настроить систему управления временем и делами, чтобы успевать больше, чем раньше. В процессе нашей с ним работы мы задумались о том, что современным достигаторам не хватает обучения логическим инструментам и приёмам логического мышления. Так и появился курс «Хулиганская логика».
Два наших курса, про логику и чтение, взаимосвязаны. Один учит думать самостоятельно, другой – думать вместе с книгой. Курс по логике учит не столько традиционной логике, сколько способности видеть ошибки в рассуждениях, логические разрывы, тавтологии и рекурсии. Он помогает улавливать логические несоответствия в речи.
Каждые два месяца у Рустама Агамалиева открывается новый курс. Сейчас проводится «Хулиганская логика», а уже совсем скоро начнётся набор на седьмой поток курса «Как читать книги».
Игорь Харитонов