За партой они вдохновляют студентов знаниями, а на сцене – своим голосом. Они с лёгкостью переносят страсть к музыке из аудитории в студию, захватывая сердца слушателей своим талантом и преданностью искусству. Открываем выдающиеся способности преподавателей, скрывающихся за учебниками, но раскрывающихся на сцене своим потрясающим вокалом.
Светлана Переверзева (ассистент Института ПМТ)
«Музыка всегда была в нашей семье. Мама, например, закончила дирижёрско-хоровое отделение Курганского музыкального колледжа и она, кстати, училась на одном факультете с Максимом Фадеевым – продюсером группы Serebro, Юлии Савичевой, Глюк'оZы и других. Моя мама обладала очень ярким и красивым голосом. В детстве она пела нам с сестрой колыбельные. И, по словам родителей, с раннего возраста я подпевала маме, ещё не зная никаких слов, просто пытаясь повторить какие-то вокальные отголоски. Когда я пошла в детский сад, начались мои первые концерты, потому что на моей памяти музыкальный руководитель уделял мне очень много внимания и усердно разучивал со мной сольную партию песни «Лесной олень» (слова Юрия Энтина, музыка Евгения Крылатова. – Прим. Ред.). Потом родители отдали меня в музыкальную школу. Тогда меня спросили, хочу ли я там обучаться, и, конечно же, следуя примеру старшей сестры, которая как раз заканчивала музыкалку, я согласилась пойти на класс фортепиано, хотя ещё и не знала, что меня там ожидает. Примерно в это же время у родителей появилось домашнее караоке, и тогда мир песен открылся мне в новом свете, но из-за плохого качества минусовок полюбить его я так и не смогла.
С самого начала моего музыкального пути у меня получалось петь чисто и без фальши. Всё-таки семья музыкантов даёт какой-то генный бэкграунд, помогающий попадать в ноты, чувствовать темп и ритм. Но, конечно, так бывает не всегда. При подборе репертуара важно учитывать особенности голоса, выбирать удобную тональность хотя бы из тех соображений, чтобы не навредить своим голосовым связкам.
Сейчас я занимаюсь в литературном театре «Романтик» в Объединении культурных центров Зеленоградского административного округа (ОКЦ ЗелАО). На концертах я зачастую исполняю романсы. Сама, для души, могу спеть что-то из инди-рока. Есть у меня и ряд любимых песен для исполнения, например, романс Марии Пахоменко «Рябинушка». А из современных – в последнее время работала над песней Леди Гаги и Брэдли Купера «Shallow». Мне очень повезло, потому что мой супруг тоже увлечён творчеством, виртуозно играет на гитаре и сочиняет музыку, и иногда мы можем исполнить что-нибудь вместе в кругу семьи или друзей.
Когда занимаешься музыкальной деятельностью, иногда можешь услышать вопрос: «Каждый ли человек может научиться петь?». Я считаю, что это сложно без каких-то врождённых способностей и многое зависит от того, на какой уровень хочется равняться и сколько времени вы готовы этому уделять. Если это уровень простого исполнения под гитару и у человека есть слух, чтобы попадать в ноты, то можно попытаться подстроить голосовой аппарат самостоятельно, но всё-таки безопаснее это делать с педагогом. В то же время знаю людей без музыкального образования, которые при этом поют с мощной вибрацией и имеют очень красивый тембр. Также знаю много людей, которые открывают вокальные данные в себе случайно. Среди знакомых есть пара взрослых, кто совсем не умел петь, но при постоянной работе с музыкальным руководителем научился.
Если человек хочет начать заниматься вокалом, то здесь есть много нюансов: возраст, вокальные данные, уровень дохода. Частные вокальные уроки – это достаточно дорогое удовольствие, но можно попробовать найти место и с бесплатными занятиями, например, есть замечательные студии для детей и взрослых в Культурном центре «Зеленоград», в ОКЦ ЗелАО, в частности, в Творческом лицее. В любом случае, каждый выберет для себя что-то подходящее».
Екатерина Егорычева (доцент кафедры ЭМФ)
«Я окончила музыкальную школу по классу хореографии. Кроме танцевальных занятий в программу входили занятия в хоре, сольфеджио и фортепиано. Тогда эти занятия мне не сильно нравились, но с восьмого класса я начала сочинять песни и подбирала к ним аккомпанемент на фортепиано. Затем я освоила гитару. Мой папа хорошо играл и пел под неё, поэтому я влюбилась в этот инструмент.
Вначале у меня это как-то само получалось, и я не задумывалась непосредственно о технике пения. А когда появилась идея записать некоторые песни в студии, возникло желание позаниматься вокалом. Я нашла преподавателя и взяла несколько уроков, что было очень полезно! Я разобралась в механике этого процесса и поняла, что голос – это уникальный инструмент, который нужно уметь настраивать.
Чаще всего пою именно те песни, которые сама и сочинила. Обычно они о природе, любви, поиске смысла жизни, творчестве. Иногда просто о чём-то мимолётном, весёлом и добром. Песни рождаются сами по себе. Иногда они бывают связаны с каким-то событием, а иногда возникают спонтанно. Когда сочиняю, у меня сразу рождаются и текст, и музыка. В студенчестве нравились «Чайф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», Roxette и Scorpions. Они же и остались в репертуаре. Сейчас нравятся некоторые композиции Lindsey Stirling и Pentatonix.
Вообще я не очень серьёзно отношусь к своему творчеству. Просто сочиняю и пою для души. И только благодаря моему папе и сестре Жене появился музыкальный проект Ka-Jet. Они организовали домашнюю студию, где я записала первые песни. Затем очередь дошла и до профессиональной студии. Несколько песен с клипами нашего музыкального проекта выложены на YouTube-канале Ka-Jet Channel. Кроме этого, у меня есть множество набросков и акустических записей, над которыми я надеюсь поработать. Наверное, основная идея моего увлечения – это гармонизация внутреннего состояния человека. Мне хочется, чтобы при прослушивании песен у людей становилось светлее на душе.
После занятий с педагогом по вокалу я поняла, что совершенствование вокала – это постоянные тренировки. Поэтому при наличии времени, мотивации и хорошего наставника любой может научиться петь. Однако врождённые способности здесь очень помогут. Это и вокальная анатомия, и слух, и чувство ритма. Здорово, если они есть от природы.
Если кто-то хочет заниматься вокалом, то самое главное у него уже есть – это желание. Если к этому ещё добавить хорошего педагога, регулярные занятия, вдохновляющие примеры вокалистов и мотивирующее окружение, то всё обязательно получится!»
Валерия Маркеева
Софья Карпухина